Харьков Готик Форум

Объявление

«Каждый знает, что Время - это Смерть,
Что Смерть прячется в часах.
Только познав Силу Воображения,
Человек сможет отодвинуть рамки Времени
И нарушить законы Смерти.
И там, вне Времени и Смерти,
Он познает, что боль – это знание,
И любое знание – это боль»

Федерико Феллини.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Харьков Готик Форум » Философия и религия » Язычество


Язычество

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Праздники и ритуалы
(Галина Бедненко)

Древнеисландских сезонных праздника было четыре:

• Сумарблот ('летнее жертвоприношение') - первый день лета, четверг между 19 и 25 апреля.

• Мидсумар ('середина лета') - летнее солнцестояние, самый длинный день в году. Дата меняется в зависимости от года.

• Ветрнэтр ('зимние ночи') - ночь перед началом зимы в субботу с 21 по 27 октября.

• Йоль - праздник середины зимы. Сейчас празднуется 13 дней от зимнего солнцестояния.

Так, у исландцев было два сезона и праздники середины каждого сезона и праздники перехода к сезону следующему. Потому самыми главными в северной традиции следовало считать бы их. Характерная особенность этого набора праздников в том, что вместе обычных четырех календарных дат солнечных солнцестояний и равноденствий, празднуются не равноденствия, а 'начала сезонов'. Поскольку это шло вразрез с современными неоязыческими тенденциями, то неоязычники в целом приняли 'дополнительные' праздники - во-первых весеннее равноденствие, связав ее с англо-саксонской богиней Остарой, сказав, что англо-саксы все-таки по происхождению германские племена. Затем не обошлись без Вальпургиевой ночи или Бельтайна, то есть первого майского дня, поскольку это уже стало классикой жанра (хотя в скандинавских странах 1-му мая не уделялось особенного внимания). Добавили общераспространенный в неоязычестве ( и имевший место во многих континентальных традициях древности) праздник урожая, Ламмас - 1 августа. Из народных исландских традиций добавили праздник Торри - Торраблот, придав национальному дню мужчины и фермера статус праздника Тора и Тюра.

Аутентичные скандинавские праздники Современные неоязыческие праздники
Весеннее равноденствие (Остара)
Сумарблот (19 – 25 апреля)   
1 мая (Вальпургиева ночь)
Мидсумар – летнее солнцестояние Летнее солнцестояние
1 августа (Ламмас)
Осеннее равноденствие
Ветрнэтр (21 – 27 октября)   
1 ноября (Самхейн)
Зимнее солнцестояние
Йоль – середина зимы (6 – 9 января)   
Торри (19-25 января) – празднуется с 18-19 века   
2 февраля (Имбольк)

Таким образом, мы видим, что на самом деле только один древний праздник точно совпадает с праздником современным. Что сделали современные северные язычники во главе с американцем Эдредом Торссоном? Совместили оба праздничный календаря, заменяя общие неоязыческие праздники ближайшими 'северными' праздниками , а если ближайших не оказывалось, то их вносили в список.

И в урезанном варианте получается, например, следующий список:

Остара (весеннее равноденствие)
Вальпургиева Ночь (ночь на 1 мая)
Мидсаммер (летнее солнцестояние)
Хлебный день 'Loaf-Feast' (1 августа)
Йоль (зимнее солнцестояние)
Праздник Тора - Донара (19 - 25 января)

Сам Эдред Торссон в 'Северной Магии' предлагает следующий:

Ветрнэтр 'Зимняя ночь'
Зимнее солнцестояние
Дистинг (14 февраля)
Весеннее равноденствие
Вальпургиева ночь и Майский день
Летнее солнцестояние
Тингтайд (23 августа)
Осеннее равноденствие

Тут главный идеолог современного Северного Пути вообще не оставляет камня на камне от единственно дошедших и достоверных языческих традиций Севера (Исландии). Он придумывает праздник 'дистинг', выпадающий аккурат на день св. Валентина. Празднует 'ведьмовскую' Вальпургиеву ночь, и традиционную 'Зимнюю ночь', но отказывается от первого дня лета ('Сумарблот'). И придумывает по неизвестным причинам Тингтайд, который считает временем обсуждения аспектов Веры (естественно, Трота).

Стоит ли говорить, что такое смешение германских континентальных, скандинавских, англо-кельтских и в общем-то общеевропейских традиций обычно рождает ритуальный сумбур . Потому стоит отделить, если не зерна от плевел, то гречку от гороха уж точно.

Бессмысленно праздновать как ни в чем не бывало исландские 'зимние ночи' в Майами или во Флориде. Не зачем навешивать на Фрейра и Фрейю все важные сезонные даты земледельческого цикла южных и плодородных широт. Абсурдно праздновать щедрый 'день урожая' в рамках традиции той страны, в которой плохо растут даже елки .

Иногда поступают по-другому: оставляют четыре 'нордических' сезонных праздника, но придают им совмещенное значение двух ближайших общеязыческих празднеств. Так, например, Сумарблот совмещает в себе черты весеннего равноденствия и Бельтайна, во время которого почитается англо-саксонская богиня Остара и (почему-то) все главные асы и асиньи. Ветрнэтр в середине октября празднуется как нечто среднее между Днем Урожая (Ламмасом) и Хеллоуином, во время которого отдается должное альвам, дисам, а также предкам по мужской линии и каким угодно богам. Ко всему этому неоязычников не оставляет жгучее желание найти собственный сезонный праздник для Тора, что делается с переменным успехом. Стоит ли говорить, что и такая позиция в целом крайне неполноценна, ущербна и невразумительна.

Я предлагаю рассмотреть смысловые значения каждого сезона и перехода к нему. Тогда станет ясно, что праздновали и к чему готовились люди в то или иное время года не только в нещедрых северных широтах, но и во всем мире (за исключением южного полушария, конечно). При этом акцент сделаем на внутреннем смысле проживания того или иного сезона как отдельным человеком. так и всей общиной.

Вдобавок откажемся от 'зацикливания на цикле' плодородия и земледелия. Во-первых потому, что мало кто из современных неоязычников имеет собственные сельскохозяйственные угодьяи ведет натуральное хозяйство, а благополучие их семей уже мало зависит от благосклонности богов, благоприятной погоды и способности нарожать как можно больше детишек. Во-вторых, именно в Скандинавии земледелием занимались крайне мало, а лишних детей вообще выбрасывали.

Сумарблот
Первый день лета, празднующийся днем в четверг между 19 и 25 апреля по новому стилю. Несмотря на то, что у исланцев не было весны и осени, все мы понимаем, что это празднование начала 'теплого полугодия', то есть Весны.

Весна всегда подразумевает какое-то начало, включение отдельного человека и всей общины в нечто новое. Организуются новые сообщества, человек принимает на себя новую роль, может официально входить в новую возрастную категорию или сферу жизни. И цель ритуалов в этот день - именно включение.

'Ритуалы включения' это создание новой общины, принятие нового участника в уже существующую общину, празднование рождения ребенка, женская подростковая инициация, различные 'кумления' девушек (известные нам по славянской обрядности), создание гендерных групп внутри общины (отдельно мужских и отдельно женских). Лозунг ритуалов этого периода - это 'принадлежность другому' (принадлежность своему полу, возрасту, семье и роду, братству, общине).

Большей частью весенние ритуалы это ритуалы 'женские' или 'иньские'. Стихия этих ритуалов - Вода. С водными процедурами тут могут быть связаны и самые сильные переживания участников. В это время можно проводить ритуалы очищения водой. К подобным ритуалам относятся сжигание куклы - олицетворения Зимы или макание и пускание ее по воде.

Каждый праздничный ритуал должен последовательно включать в себя смысловые элементы всех четырех сезонов года (при наибольшем акценте на символы текущего сезона). Круговая чаша и вкушение пищи 'из общего котла', круговые или групповые (а не парные) танцы, хоровое исполнение песен, купание в воде являются символикой Весны.

Мидсумар
Летнее солнцестояние, самый длинный день в году, отмечает лето в самом разгаре. Это единственный скандинавский праздник совпадающий с древними и современными языческими праздниками остальной Европы.

Лето - пик солнечной активности, расцвет года. Блаженное состояние полного единения, растворения в другом проходит. 'Медовый месяц' заканчивается и появляются первые сомнения и противоречия. Неслучайно это время всеобщего тинга - альтинга в Исландии, когда люди съезжались, чтобы судиться друг с другом, объявлять о важных событиях и договариваться о всяком. Это период и принадлежности, и непринадлежности другому или целому.

Ритуалы этого периода связаны с более четким оформлением отношений между отдельными людьми или человеком и общиной. Это выяснения кто есть кто, кто главный, а кто второстепенный, у кого какая роль, кто что умеет. Проясняется статус каждого человека и его важность для общины. Это время пиров и застолий, соревновательных поединков и конкурсов в различных умениях. Победители в соревнованиях занимают более почетные места за столом, получают выигрыши и подарки.

Основное эмоциональное переживание этого этапа это ощущения себя (таким или такой, какие есть) частью более широкого целого. Это ощущение причастности к чему-то великому, чему-то имеющему более высокий смысл. Это близко к благоговению. Потому в это время хороши торжественные ритуалы, посвященные божествам - покровителям общины. Человек уже выделяет себя из целого, но еще чувствует себя частью его, и значимой частью.

Стихия этого периода и его ритуалов - Воздух. Потому хороши инвокации и восхваления божеств, словесные поединки скальдов, объявления тех или иных событий (помолвок и предстоящих свадеб). И как уже говорилось, необходимы различные соревнования с выигрышами.

Ветрнэтр

Праздник происходит в ночь в субботу с 21 по 27 октября. Он называется 'зимние ночи' и происходит ночью, знаменуя переход к зимнему, 'ночному' времени года, когда в далеких северных широтах Исландии солнце и не показывается над горизонтом.

Если воспринимать этот переход от Лета к Зиме как краткий период Осени, то этому времени соответствуют ритуалы сепарации. Человек перестает принадлежать сообществу или целому. Он уже сам по себе, мать-Природа ему уже не помогает (она взрастила плоды, но собирать их должен был уже сам человек). Это время самостоятельности каждого участника общины. Человек отделяется и от своей обычной роли. Он еще раз проверяет, насколько она ему соответствует, и оставляет или меняет свою идентичность в общине, ориентируясь на свое состояние бытия. Это период непринадлежности. Это некий порог способности к собственным деяниям.

Ритуалы этого времени включают в себя тренировку концентрации внимания, способность к волевым действиям, упражнения в силе и ловкости, а также обретение нового мастерства. Основное переживание этих обрядов - это ощущение свершения чего-либо ('я сделал это'). Замысел воплощен и доведен до конца, и это приносит особенную радость.

Стихийный элемент этого периода и обрядов - Огонь. Он дает тяжелые физические и душевные испытания, в которых человек учится действовать в еще худших условиях, чем они предположительно могут быть на самом деле. Оружие, боль и огонь тут могут быть тесно связаны. И человек проходит через все, сопротивляясь и переживая, проживая это.

Йоль

Раньше праздник середины зимы - Йоль праздновался 6-9 января. Однако сейчас язычники склонны отмечать Йоль двенадцать ночей начиная с зимнего солнцестояния (что, честно сказать, кажется перебором). Однако, для нашего описания сезонных праздников в рамках архетипа сезонности, это совершенно не принципиально.

Это период ритуалов трансформации и интеграции. Они предполагают глубокие внутренние измения сознания и представлений о мире. Это обряды погружения в глубины бессознательного. (Не случайно именно на йольские праздники вёльвы ездили по пирам и предсказывали будущее. Не зря йоль был посвящен Фрейру и Фрейе - божествам мира мертвых и магии.) Люди познавали новые тайны, получали некое знание. Это период обретения мудрости.

Эмоциональные переживания обрядов этого времени связаны с внезапным пониманием сути вещей или просветлением. Человек изнутри начинает воспринимать себя вновь частью более общего целого, частью мира. Единство противоположностей - еще одна идея, принимаемая в этот период. В мироздании обнаруживается смысл и своя мудрость. А человек обнаруживает, что принадлежит сам себе.

Современные общины и празднества

Обычный неоязыческий праздник состоит из
• благословения всей общины знаком молотота Тора
• восхвалением и призыванием богов в целом (того или иного бога)
• той или иной поучительной программой (от чтения отрывков из 'Старшей Эдды' до гадания на рунах)
• вкушением и дележкой с богами пищи
• пусканием рога или чаши с алкоголем по кругу с провозглашением тостов, с кратким восхвалением любимого божества
• остальное - как получится

Ничего плохого в таком распорядке праздника нет, кроме того, что он во всех своих программных элементах соответствует архетипу одного сезона - Весны. Все направлено на переживание единства с другими людьми (подобными себе), богами, землей. Нет выделения себя из общей массы общины, нет соревнований, возможности выяснить отношения в рамках культивируемой обрядности, инициальных испытаний. Все между собой равны, за исключением Жреца и Жрицы, которые обычно представляют из себя Папу или Маму общины.

Общины и праздники 'весеннего' типа характеризуют незрелое состояние, изо всех сил стремящееся к 'летней' сепарации от своих 'родителей': индустриальной культуры, пост-христианской идеологии, пост-капиталистического или пост-советского общества. Потому большинство подобных языческих сборищ напоминают детский игровой утренник ('утренник', кстати, тоже 'весенняя' ассоциация) с воспитательницей или пионервожатым.

Община переходит в 'летнюю' стадию, когда в ней находят свое место не только Жрец и Жрица (то есть главные), но и другие участники. Когда рядовые участники перестают быть не связанными собственными функциями и обязательствами 'детьми'. Конечно, это время мерянья тем, что у кого-то бывает больше или меньше, чем у другого. Что бы это ни было. 'Осенний' период может давать раздоры и разрывы, даже раскол, но и новую самоидентификацию общины и каждого человека в ней. В 'зимнее' время община находит новый идейный или мистический смысл своего существования. И на новом витке этого круга сезонов уже появляется поколение 'старших' общинников, которые могут чему-то научить или помочь новоприбывшим.

О празднике 'Торри'

В современной Исландии в пятницу между 19 и 25 января празднуется праздник, называемый Торри. Он называется еще 'днем бондов' или 'днем мужчин'. В этот день едят специальные кушанья, описания которых тут пропустим .

Народную популярность праздник приобрел в 19 веке. Торри - главный персонаж этого праздника, приходит к крестьянину и сообщает, что если тот достаточно потрудился летом, то ему хватит сил дожить до настоящей весны. Об этом поются песенки. Предполагается, что Торри это персонификация Зимы (аналог Морозка, который награждает трудолюбивых и замораживает до смерти ленивцев). Предполагают, что у этого Торри есть спутница - супруга. Ее зовут Гоа и она снисходительнее к людям, чем ее муж.

В современной религии Асатру невинный фермерский праздник Торри стал фестивалем в честь бога Тора, несмотря на то, что никакой другой связи кроме похожего звучания между двумя этими персонажами нет. Предположительно, мороз в это время года так силен, что его не иначе как напускает какой-нибудь морозный великан, и потому чтобы разобраться с этим тут явно нужна помощь Тора. Потому в этот день неоязычники попросту отмечают праздник в честь бога Тора.

Праздники в честь божеств

Осмысленный религиозный и магический смысл имеют праздники в честь того или иного божества. Они могут иметь, а могут не иметь символической связи с текущим сезоном, а также могут исполняться и праздноваться в одиночку. Отмечаются же они для того, чтобы вызвать и ощутить силу божества во вне, или его/ее качества внутри себя. Имеют смысл и различные стороны одного и того же бога или богини. Так можно почитать Одина - покровителя скальдов, Вёлунда - как творца и искуснейшего ремесленника, Фригг - как яростную Хольду, Скади умеющую расставаться с мужчинами и Фрейю как богиню помогающую влюбленным или же ведьмам, в зависимости от желания и потребностей.

Именно для этого рода праздников подходят обычные ритуалы с освящением пространства, прославлением божества, вкушением пищи и напитков или же другими символическими действиями, призванными возбудить и усилить силу архетипа. Не стоит думать, что восхваления божества и вкусной еды как-то вечером достаточно для того, чтобы все в нужной сфере (или в самом себе) пошло как маслу. Во время почитания божества (можно сказать по-другому: при ощущении связи с архетипом) могут приниматься решения о некоторых изменениях в жизненном ритме, отношении к чему бы то ни было, а также намерения сделать то или это.

+2

2

Werwolf
Давно в этой сфере?

0

3

WerwolfМожно задать тебе пару вопросов....???

0

4

Эу, мужик я т сюда сунулся про славян почитать...ты б хоть уточнял....

0

5

Баюн написал(а):

Эу, мужик я т сюда сунулся про славян почитать...ты б хоть уточнял....

+1

0

6

Меня откровенно радует язычество: да здравствуют общинно-племенные отношения! Как это не удивительно, но развитие цивилизации прямо пропорционально изменению релизиозных взглядов...поэтому и язычество (вот такое) у меня как-то ассоциируется с почти каменным веком. А почему забыты традиции античности? Больше пользы б принесли...храмы б воздвигли из мрамора зевсу, афине-палладе, афродите.. Кто-то скажет, что нам ближе германские суеверия? Чем хуже греческие? А египетские?
а то наблюдать странноватых людей, палящих жопы над кострами да занятых всякой ....

0

7

По-моему язычество лучше хотя б тем, что не так потребительски относится с природе и окружающему миру. Человек не противопоставляется им, а является их частью. Так что какие "религиозные взгляды" более продвинутые, не так уж и зависит от хронологии :)

0

8

Потребительское отношение вырастает из потребНостей экономического развития. Вы, вот например, кулечки бесплатные берете в магазинах - а они не разлагаются... Зарядки телефонные оставляете в розетках - а они тянут так же, как когда в них телефон... Пьете воду из пэт бутыло? Они тоже не разлогаются....

0

9

Имхо, отношение человека к природе не зависит от религиозных взглядов.

0

10

Grey написал(а):

По-моему язычество лучше хотя б тем, что не так потребительски относится с природе и окружающему миру.

В давнее время человек еще не умел потребить и накакать столько, тем более на огромном материке. В условиях же жесткой ограниченности ресурсов бывает куда хуже: так первобытное население острова Пасхи погубило экосистему, и их цивилизация погибла. Самое интересное, что ресурсы были растрачены не на роскошь, вкусности, оружие (не с кем там воевать было), а на возведение культовых сооружений и отправку обрядов.
А вот в Японии при смешении религий наблюдается ответственное отношение к природе. Интересно знать, когда оно зародилось?
Получается, что в одних религиях от верующих требуется оберегать природу, как результат творения богов, в других же боги ставятся превыше природы и религия требует не жалеть ничего на их умилостивление.

0

11

Могу сказать что большенство исландцев несмотря на лютеранство все таки в душе язычники..и имена ихние и праздники все отмечаются.  конечно,символически но все же.Лютеранство постольку по скольку.

Отредактировано Morti-Lira (2008-11-07 04:19:53)

0

12

_SOL_ написал(а):

Потребительское отношение вырастает из потребНостей экономического развития. Вы, вот например, кулечки бесплатные берете в магазинах - а они не разлагаются... Зарядки телефонные оставляете в розетках - а они тянут так же, как когда в них телефон... Пьете воду из пэт бутыло? Они тоже не разлогаются....

А Вы кулечками не пользуетесь, или пэт бутылками? А зарядки мы не оставляем :) Поскольку же мы живем в частном доме - кулечки и бутылки мы сжигаем, и так вокруг хватает срача. Это тоже не самый лучший выход, но имхо меньшее зло.

Просто то ли человеку с детства вбивают в голову что он видите ли по образу и подобию, а все только для него родимого, то ли природа это его семья-братья-сестры. Даже если  он отнюдь не религиозен, все равно скажется на его отношении к окружающему миру.

Отредактировано Grey (2008-11-07 17:07:11)

0

13

Лично я стараюсь поменьше пользоваться кулечками, разлагающихся бутылок в подаже нет... А палить мусор в квартире высотки не считаю логичным... Кстати, сжигая мусор, вы выбрасываете в атмосферу вредные вещеста (формальдегидные соединения и т.д.) и СО... Этот спор бесполезен, так как вы с удовольствием пользуетесь плодами цивилизации... Вы, случаем не вегетарианец? Это же так жестоко - отнимать еду у наших меньших братьев!!! У аборигенов Австралии в пантеоне богов есть Земля...они считают ее живой (реально живой) и считают земледелие - богохульным - это же делать Земле раны. Так и живут - собирательством и охотой. И вымирают (те, кто не едет в города). Так что, задумайтесь перед тем как хлебушек жевать...

0

14

:D Не, мясо очень даже люблю :)
Да, похоже бесполезен. Не вижу связи между вегетарианством с австралийцами и христианством с язычеством. :)
Конечно пользуюсь, я как бы все-таки её продукт и её часть, но это не значит что я обязан этот вариант развития человечества считать единственно правильным и непогрешимым.
А что касается острова Пасхи, совершенно согласен. Уточню, я про славянское язычество.

Отредактировано Grey (2008-11-07 19:12:41)

0

15

Вот самая злая религия - гламурная попсо-культура, вот один из примеров что она творит:

Забайкальский край: кому понадобились манулы? 5 мая 2008
Отделом дознания Забайкальской таможни возбуждено уголовное дело по статье «Контрабанда» в отношении россиянина, пытавшегося незаконно переместить через границу 140 шкурок манула.
При прохождении таможенного оформления на МАПП Забайкальск житель Читинской области, следовавший на личном автомобиле «Тойота Королла» в Китай, не заявил сведения о перемещаемом товаре и не предъявил их при устном опросе. Экспертиза подтвердила, что стоимость 140 шкурок общим весом более 22 килограммов превышает крупный размер, предусмотренный законодательством (250 тыс. рублей), в связи с чем отделом дознания Забайкальской таможни было возбуждено уголовное дело.
По материалам пресс-службы Сибирского таможенного управления

Подумать только, кому-то не хватает одежд из специально разводимых для этого зверей, какая-то тупая п*з*а очень хочет шубу из диких манулов.

+1


Вы здесь » Харьков Готик Форум » Философия и религия » Язычество