Харьков Готик Форум

Объявление

«Каждый знает, что Время - это Смерть,
Что Смерть прячется в часах.
Только познав Силу Воображения,
Человек сможет отодвинуть рамки Времени
И нарушить законы Смерти.
И там, вне Времени и Смерти,
Он познает, что боль – это знание,
И любое знание – это боль»

Федерико Феллини.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Харьков Готик Форум » Литература » Притчи


Притчи

Сообщений 21 страница 40 из 43

21

Притча - Яблоко в траве

В траве лежало яблоко. Хорошее, лишь с одного боку пятнышко.
Учитель поднял яблоко и сказал:
— Есть две возможности. Можно его слегка обтереть и сразу есть. А можно достать ножик, вырезать все сомнительные места, а потом уже есть. Но уже без брезгливости и опаски. И съесть удастся больше. Ведь в первом случае мы невольно оставляем сколько-то хорошего вокруг плохого. Правда, в первом случае мы можем начать есть сразу, а во втором — лишь после предварительной работы. Это — две разные стратегии. Во всех делах. Во всех без исключения. Ничто на свете так не важно, как эта разница.
Он достал ножик, очистил яблоко и начал неторопливо есть.
— А нас угостите? — пошутили мы.
— Нет, — ответил он. — Чтобы вы лучше запомнили!
И доел яблоко.
Он очень редко говорил нет, хотя хорошо умел это делать.

0

22

Nightwish +1 (особенно первая понравилась)
Tata +1 (чуть попозже, когда появится возможность:)).
За притчи.

0

23

Tata
Понравилось.. Да, всё "плохое" нужно резать ножом. Это жестоко, но верно.

0

24

радует , что не только у меня мозги на подобном свернуты, кого -то такое тоже интересует))

не для ленивых - букв много))

Философская.

Когда пришло время умирать царю Давиду, призвал он к себе своего сына, будущего царя Соломона.
- Ты уже объездил много стран, встречался с разными людьми, - сказал Давид. - Какое у тебя сложилось  мнение о мире?
- О мире у меня сложилось скверное мнение, - отвечал Соломон. - Везде, где бы я ни был, царят несправедливость, глупость, зло и несчастье. Я не знаю, почему так устроен мир, но хочу всю свою жизнь посвятить борьбе за справедливость, мудрость, добро и счастье.
- Но чтобы бороться за всё это, нужно знать, что оно из себя представляет. Есть ли у тебя это знание?
- Такого знания у меня нет.
- Тогда слушай внимательно.

Давным-давно, когда мир был ещё молодой населял землю одни-единственный народ, и управлял этим народом единый Правитель, и было у Правителя четверо сыновей - Наследников.
Когда правитель понял, что умирает, он призвал к себе Наследников и завещал им нести людям справедливость, мудрость, добро и счастье. Так же как и у тебя, у Наследников не было знания о том, что такое справедливость, что такое мудрость, что такое добро и что такое счастье.
- И тогда Правитель дал им это знание? - спросил Соломон.
- Да. Он велел Наследникам хорошо запомнить следующее.

Несправедливость возникает из-за того, человек относиться к миру со своими симпатиями и антипатиями, которые мешают смотреть на мир объективно и беспристрастно. Чтобы стать справедливым, человек должен избавиться от их власти. А для этого он должен всегда поступать так, как если бы мир существовал, а человек не существовал. Человек справедлив только тогда, когда он смотрит на бытие мира из своего небытия. "Мир существует, а я не существую" - только этот принцип может быть основанием справедливых мыслей и действий.

Глупость возникает из-за того, что человек, зная лишь ничтожную часть сложного и многообразного мира, переносит это своё знание на то, что ему неведомо. Невозможно вычерпать безбрежное море неведомого, поэтому мудрости не достичь, стремясь к расширению своих знаний. Расширяя знания, можно перейти лишь от большей глупости к меньшей. Мудр тот человек, который ищет истины не в мире, а в самом себе. "Существую я, а мир не существует" - это принцип, которому следует всякий мудрец.

Зло возникает из-за того, что человек противопоставляет себя миру, стремясь достичь своих целей, вмешиваясь в естественный ход событий и подчиняя их своей воле. Чем больше человек стремиться господствовать над миром, тем больше мир сопротивляется этому, и зло порождает зло.
Добр тот человек, который стремиться не к господству, а к тому, чтобы действовать сообразно существующему в мире порядку. "Мир существует и я существую, но я стремлюсь не противопоставлять себя миру, а раствориться в нём" - это принцип является основой любых добрых поступков.

Несчасть возникает из-за того, что человеку чего-то нехватает, и чем большего ему не хватает, тем более он несчастен. А так как человеку всегда чего-то нехватает, то, двигаясь по пути обладания, человек может лишь прейти от большего несчастья к меньшему. Счастлив тот человек, внутри которого весь мир, и поэтому ему не может чего-либо не хватать. "Мир существует и я существую, причём весь мир растворён во мне" - вот формула счастья.

Когда Правитель умер, Наследники, обнаружив, что формулы справедливости, мудрости, добра и счастья противоречат друг другу, решили поступить следующим образом. Они разделили народ на четыре равные части, и каждый Наследник стал управлять своей частью и нести любям либо справедливость, либо мудрость, либо доброту, либо счастье.
В результате возник Справедливый Народ, Мудрый Народ, Добрый Народ и Счастливый Народ.
Пришло время, Наследники умерли, и Народы перемешались. Справедливые люди знали только то, что такое справедливость, но не знали, что такое мудрость,добро и счастье. Поэтому справедливые люди несли в мир глупость, зло и несчастье; мудрые люди несли в мир несправедливость,зло и нечсастье; добрые люди несли в мир несправедливость, глупость и несчастье, а счастливые люди несли в мир несправедливость, глупость и зло.
Поэтому ты, Соломон, и обнаружил в мире царство несправедливости, глупости, зла и несчастья.

- Я всё понял, - сказал Соломон. - Наследники Правителя сделали ошибку: надо было бы всех людей учить всему сразу. Я не повторю их ошибок и буду нести в мир все эти добродетели не по отдельности, а вместе.
- Но ты забываешь, Соломон, что мир необратимо изменился: нет уже ни единого народа, ни единого Правителя. Кроме того, несправедливость, глупость, зло и несчастья породили страх, и поэтому, даже победив эти пороки, ты не сможешь искоренить страх.
- Чтобы искоренить страх, я должен быть бесстрашен? Но что такое бесстрашие?
- Разные люди бояться разного, но все страхи сводятся к двум типам: в радости люди бояться смерти, а в печали бояться бессмертия. Поэтому бесстрашен тот, кто знает цену и радостям, и печалям, а поэтому не боиться ни смерти, ни бессмертия.

Давно жил царь Соломон, но люди помнят его. Его называли и мудрым, и справедливым, и добрым и счастливым. Но он был таким потому, что поднялся над этими добродетелями, обретя более высокую: он стал бесстрашен.

0

25

Жизненно-философская. такое вот, руководство к действию)))

Забирайте свое себе
Буддийская притча

Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.
Он повернулся к ученикам и сказал:
— Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?

Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:
— Вы все сказали? Если вы не все сказали, у вас еще будет возможность высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:
— Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?
— Вы — свободные люди, и то, что вы сделали — ваше право. Я на это не реагирую.
Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: "Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу". Теперь я спрашиваю вас: "Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?"

Один человек из толпы сказал:
— Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
Будда улыбнулся:
— Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним все, что хотите.

0

26

Счастье
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

0

27

Tata написал(а):

не для ленивых - букв много))

Ленивые прочитали.. ленивым не понравилось)
А вот следующея история о "цветах и проклятьях" довольно таки ничего.

0

28

...Это подобно законам в нашем мире: человек не может изменить закон притяжения, закон тяготения, законы электродинамики и так далее. Он может только научиться их правильно использовать.
  М. Лайтман

  Век девятнадцатый настал, на улице прогресс,
  Построен первый паровоз, железный создан пресс,
  Природу можем изменять, ее мы победили:
  Граф с каббалистом как-то раз об этом говорили:
 
  Граф
 
  Сосед любезный мой, не скрою от тебя,
  Открылись мне давно глубины бытия.
  Я знаю суть свою и суть любых явлений,
  И это результат глубоких размышлений.
 
  Теперь обычный человек заказывает моду
  И может он легко унять и изменить природу!
  Сменю природу, если захочу -
  Мне, без сомненья, это по плечу!
 
  Каббалист

  Сказать обязан я тебе, мой благородный друг,
  Никто не может, даже ты, сменить природу вдруг.
  Создание ее - Творца работа!
  И изменять ее - Его забота!
 
  Автор

  Неутомимый спорщик-граф победы захотел,
  Набрал он в дом больших котов, других не зная дел.
  Розгой, сметаной, молоком, усилий не жалея,
  Дрессировал своих котов, чтоб превратить в лакеев.
 
  И вот настал победный час - лакеев воспитал!
  Устроил граф веселый пир, гостей к себе созвал.
  Мудрец, министры, царь и знать спешат к нему скорее -
  Никто не знает, что их ждет на пышной ассамблее. 
  Едва уселись за столы министры, царь и знать,
  Наш граф, затылок почесав, решил - пора начать!
  Чихнул он шумно, вытер нос, в соседей бросил взор,
  Гостей внимание привлек и вновь затеял спор.
 
  Граф

  Наш давний спор, мудрейший друг,
  Внести хочу опять на обсужденье.
  Природу люди могут изменять -
  Стою я вновь на этом утвержденьи.
 
  Каббалист

  Ты можешь вновь стоять, а можешь снова сесть.
  Ты можешь также пить, а можешь что-то съесть.
  Ты можешь говорить и даже песню спеть -
  Природу все равно тебе не одолеть.
 
  Обязан я сказать тебе, мой благородный друг,
  Не может даже человек сменить природу вдруг.
  Создание ее - Творца работа!
  И изменить ее - Его забота!
 
  Граф

  Я вижу, спорам нашим нет пока конца.
  Послать на кухню должен я гонца.
  И потому прошу у вас я разрешенья
  Продолжить спор наш после угощенья.
 
  Автор

  Открылись двери в зал, с едой вошли лакеи,
  Прошиты ниткой золотой роскошные ливреи.
  От изумления у всех открылись рты -
  Подносы в зал внесли коты!
 
  Гости

  Мудрец из мудрецов наш граф,
  Сомненьям нет тут места!
  Сумел поставить колдуна на место!
  Но почему тот не отводит взгляд?
  Совсем, наверно, слеповат.
 
  Автор

  Затихла музыка, наш пир идет к концу,
  Кареты поданы к гранитному крыльцу,
  Стоят рядами на паркете, не робея,
  Коты ученые, одетые в лакеев.
 
  Но вот на авансцене каббалист.
  Он вовсе не колдун и не артист.
  Достал большую из кармана табакерку
  И положил на этажерку.
 
  И вдруг котов пронзила дрожь.
  Не существует больше ложь.
  Из табакерки, из-под крышки
  Бежали серенькие мышки.
 
  Коты не выдержали муки,
  Вновь превратились в лапы руки.
  Какое счастье эта гонка -
  Нестись за мышками вдогонку!
 
  А мудрый каббалист взглянул в окно,
  Чему-то улыбнулся озорно,
  Окинул взглядом полный зал
  И неожиданно сказал:
 
  Каббалист
  Обязан завершить я спора круг.
  Не может человек сменить природу вдруг!
  Создание ее - Творца работа!
  И изменять ее - Его забота!

0

29

:)

Fata-Morgana написал(а):

не может изменить закон притяжения, закон тяготения,

Интересно, зачем же Лайтман два раза подряд назвал закон гравитации? :rolleyes:

А притча понравилась, напоминает о незыблемости законов природы, и о том как приходится инженерам ломать голову над тонкостями этих законов, чтобы воплотить свои замыслы. Может этот каббалист в действительности был физиком?
А кто автор притчи, Моргана, это ты написала? ;)

0

30

Когда же вы научитесь аналитически мыслить...

0

31

Вчера мы с Ренегатом продолжили дискуссию в аське, выкладываю с его согласия наши логи. Приглашаю желающих прочесть и принять участие в обсуждении:

ICQ Log написал(а):

Marsikus (00:38:36 4/10/2007)
а что ты имел ввиду насчет аналитического мышления?

Renegade (00:41:01 4/10/2007)
идея, которую несёт в себе эта притча ошибочна, все аргументы рассыпаются в пух и прах )

Marsikus (00:44:21 4/10/2007)
по-моему притча физическая по сути, ведь верно же, что законы природы не поменяешь, зато заюзать их можно как пожелаешь, если умеешь

Renegade (00:45:20 4/10/2007)
какие же вы все невнимательные )

Renegade (00:45:45 4/10/2007)
перечитай внимательно, подумай хорошенько и найди где подвох

Marsikus (00:47:23 4/10/2007)
но цитата Лайтмана меня убила

Marsikus (00:51:28 4/10/2007)
ну, вот что я нарыл
1) смотрится как поставленное шоу, иначе зачем бы каббалист таскал с собой шкатулку с мышами?
2) Не может даже ЧЕЛОВЕК сменить природу вдруг....
   А каббалисты считают себя чем-то отличным от людей, т.е. они считают что могут изменить природу

Renegade (00:53:05 4/10/2007)
не в ту сторонгу роешь )

Marsikus (00:54:35 4/10/2007)
так в чем там цимус?

Renegade, 02.10.2007 23:35:16:
спорить с тем что человек не царь природы я не буду, согласен. Но притча построена по дуратски. как пример того что у человека нет власти надстихиями был приведён пример попытки подавления инстинкта животного что совершенно разные вещи. и у меня также есть основания отвергать теорию единого бога ;)

Marsikus (00:58:39 4/10/2007)
живой организм со своими инстинктами - тоже термодинамическая система (там где термодинамика пересекается с философией - там начинается такое, что мать его ёп:-D)

Renegade (01:00:05 4/10/2007)
термодинамика- подраздел механики и не имеет никакого отношени к живому организму и темболее биохимическим процессам проходящем в мозгу

Marsikus (01:00:32 4/10/2007)
ошибаешься, это очень хитрая штука,
например есть термодинамическая формулировка понятия "жизнь",
щас поищу...

Marsikus (01:03:39 4/10/2007)
"Жизнь — процесс одностороннего обмена информацией о структуре между ограниченной частью материальной системы и её окружением, использующий эффект односторонней проводимости мембран. Проводимость мембраны живого организма в направлении «внутрь организма» для информации высока, для энтропии низка...."

А вот еще и ЭНТРОПИЯ - понятие, стоящее на стыке термодинамики и философии, так что бывает и энтропийная модель понятия жизни:

" Энтропийно-эволюционная модель жизни
Жизнь — это турбуленция в потоке информации-энтропии в процессе расширения Вселенной, повышающем энтропию пространства при трансформации её в энтропию времени."

Renegade (01:04:18 4/10/2007)
категорически не согласен :D

Marsikus (01:05:43 4/10/2007)
и живой организм (и неживая система) выводится из равновесия, физиологического, либо умственного, посторонними воздействиями, например:
1) котов отвлекли от работы мышами
2) режим работы ЖРД поменялся при смене противодавления

Marsikus (01:08:14 4/10/2007)
а смерть живого организма является следствием избыточного прирощения энтропии, когда речь о естественной смерти от старости

0

32

Marsikuss написал(а):

Renegade, 02.10.2007 23:35:16:
спорить с тем что человек не царь природы я не буду, согласен. Но притча построена по дуратски. как пример того что у человека нет власти надстихиями был приведён пример попытки подавления инстинкта животного что совершенно разные вещи. и у меня также есть основания отвергать теорию единого бога

Ты ведь не жид, не так ли? Вот ты и не воспринимаешь этот жидомассонсикй бред.
Каббалисты, мля...

-1

33

Eretic написал(а):

жидомассонсикй бред.
Каббалисты, мля...

для справки - каббала зародилась в древнем Вавилоне....."вольные каменщики" здесь совершенно не причем, оскорблять и разжигать межнациональную рознь не советую ИМХО

0

34

Marsikuss написал(а):

Может этот каббалист в действительности был физиком?

Михаэль Лайтман был биокибернетиком

Marsikuss написал(а):

А кто автор притчи, Моргана, это ты написала?

нет, не я, взять с рассылок на мэйл ру, кто автор, к сожалению, не имею чести знать

0

35

Еретик, ты как всегда претсказуем :)

0

36

Fata-Morgana написал(а):

для справки - каббала зародилась в древнем Вавилоне.....

пленёнными евреями)))

0

37

Eretic написал(а):

пленёнными евреями)))

В рабстве даже сказку про колобка не напишешь, не то что бы хоть какой-то философский труд. Тем более пленниками всегда были солдаты и простолюдины (как правило безграмотные сословия), а богатых и образованных отдавали обратно за хороший выкуп. Так что пленеными евреями тут не пахнет и близко.

0

38

Marsikuss
А ты ознакомился с работами (историческими в частности) как жилось евреям в Вавилоне? Вполне фривольно, я тебе скажу..
Или ты думаешь, что Каббалу написали не евреи? Тогда каким макаром туда попал их Эллохим?
Хм.. задам ещё вопрос.. ты вообще ознакомлен (хотябы поверхностно) с Каббалой?

0

39

Сказка о любви

     Выпуклое  синеющее небо зависало над морем. Солнечный диск
будто  на  цыпочках  еще  пытался  выглядывать  из-за   водного
горизонта.
     Изредка доносились сонливые крики чаек. Молодой человек, в
джинсах   и   кроссовках,  в  распахнутой  рубашке,  настойчиво
поднимался на  вершину  крутого  скалистого  берега,  усеянного
невысокой растительностью.
     Тропа,  по  которой  он  шагал  и  делал прыжки с камня на
камень, извиваясь, шарахалась от кустов, но  все-таки  тянулась
вверх.
     Когда  молодой человек закончил свое восхождение, небесная
синева потемнела, прохладная свежая темень опускалась  повсюду.
Человек  у самого краешка плато, у обрыва, падающего в море, он
стоял, широко расставив ноги, во весь рост  и  долго  обдумывал
что-то.
     Слева,   поодаль   от   него,  неподалеку  от  места,  где
начиналась его тропа, там, внизу, разноцветились  огни  людских
жилищ и развлекательных заведений.
     Когда  совсем стемнело и серебристая звездная пыль зависла
над  его  головой,  силуэт  его  фигуры  ожил,  начал,   громко
подкрикивая в море, декламировать стихи:

        Ну не современен я от роду!
        Может, мне призвать на помощь моду?..
        Должное отдавши супервеку,
        В джинсах я спешу на дискотеку...

        Рубль вход -- уверенная такса!
        В темноте прожекторные кляксы.
        Обступили, замелькали лица.
        Захотелось в девушку влюбиться!

        Я об этом танцевал весь вечер
        Пляшущий оживший человечек...
        Шел домой и вечер я итожил.
        Ветер обходил меня прохожим.

        На себя обижен я, насуплен:
        Джинсы у меня сегодня "супер"!..
        Так хотелось в девушку влюбиться!
        Тусклые, мелькающие лица...

     -- Молодой  человек,  -- возник позади, словно разбуженный
эхом  его  стихов,  некий  старческий  голос.  Молодой  человек
остался  стоять  недвижим,  наверно,  он подумал, что голос ему
показался, но причудливо дряхлый голос повторил опять:
     -- Молодой человек, вы меня слышите?
     -- Ты кто? -- продолжая стоять, не оборачиваясь,  вопросил
еще наполненный энергией стиха человек.
     -- Пилигрим.
     -- А что ты тут делаешь?
     -- Живу...  ты,  парень,  знаешь,  иди-ка  сюда,  разведем
костер.
     Молодой человек развернулся назад, осмотрелся по сторонам,
но никого не смог разглядеть в ночном пространстве.
     -- Ты где? -- робко позвал он хозяина голоса.
     -- Я здесь, недалеко, присмотрись хорошенько.
     -- Это ты сидишь на камне? -- вглядываясь во мрак,  сказал
парень,  наконец  уловив  очертания  белой,  сгорбленной фигуры
напротив него, всего в нескольких шагах. В ответ  никто  ничего
не  ответил:  молодой  человек  сделал  несколько  этих шагов в
сторону промолчавшей фигуры в белом одеянии, и через  несколько
мгновений  он оказался рядом со стариком, действительно сидящим
на камне, опираясь на корявую палку.
     -- Садись напротив, но прежде разожги-ка, парень,  костер,
-- не  спеша  проговаривая  слова,  будто  нараспев,  предложил
старик.
     Исподволь,  поглядывая  на  Пилигрима,   молодой   человек
нащупал  кучку  хвороста у своих ног, нагнулся к ней, достал из
накладного кармана рубашки зажигалку:  встрепенулись  искры  из
его  рук,  зашипел  газовый  луч  огня,  и  ужаленный  хворост,
отстреливаясь, будто от боли, подернулся огоньками, и вскоре --
на глазах подрос пламенный кустик небольшого костра  и  осветил
он все плато, крохотные жучки искорок таяли над ним.
     Тогда  парень уселся на камень, предложенный ему, напротив
старика  и  разглядел  Пилигрима  получше:   его   таинственный
собеседник осветился. В белом халате, обеими руками он опирался
на  свой  сучковатый  и  кривой  посох,  сидел, нахохлившись, и
подбородок его лежал поверх смуглых кистей рук.
     -- А почему вы назвались Пилигримом? -- обратился  молодой
человек к старику.
     -- Я...  --  призадумался тот в ответ, -- давно себя никак
не называю.
     -- Тогда почему Пилигрим?
     -- Это меня так  местные  жители  прозвали,  я  живу  там,
внизу,  на  краю  поселка,  но  только в холодное время года, а
летом брожу по окрестностям и обитаю здесь, в этой  пещере,  --
старик  распрямился  немного  и  неторопливо  взмахнул  рукой в
сторону своего жилища. Молодой человек последовал  взглядом  за
взмахом руки, и в самом деле: в пяти шагах от костра, в глубине
плато  вырисовывались  контуры небольшой пещеры, точнее входа в
пещеру, который был настолько невысоким, что в него мог  пройти
только сгорбленный старик.
     Эта  пещера  обнаружилась для парня неожиданно, ведь он же
осматривался по сторонам и почему-то не видел ее, и если бы  не
знак   собеседника   в  ее  сторону,  казалось,  пещеры  бы  не
существовало вовсе.
     -- Ты ищешь любви? -- через паузу снова заговорил  старик,
он  опять  опирался  обеими  руками  на посох, и подбородок его
лежал на смуглых кистях.
     -- Вы слышали мои стихи?
     -- Да, когда я услышал их, я вышел из пещеры на помощь.
     -- А вы сумеете мне помочь?
     -- Если ты захочешь  этого  сам  --  ничто,  даже  помощь,
нельзя навязывать никому. Я... в состоянии тебе предложить свой
старческий разум. Что ты сейчас чувствуешь, парень?
     -- Сегодня  улетели  блики  глаз,  как  паруса на вздохе в
непогоду, срываются в оскаленную воду, и  я  гляжу  в  себя  за
часом  час... Да, -- тяжело вздохнул парень, -- смотреть в себя
опасно. Мудрено -- у волн холмы гранитные поникли, увы, вернуть
не каждому дано однажды улетающие блики... -- Черное от  загара
лицо   старика  было  недвижимо  обращено  в  сторону  молодого
человека, в красных играющих лучах костра короткие белые волосы
Пилигрима  особенно  выразительно  и  красиво  очерчивали   его
голову, все располагало к спокойствию и задумчивости.
     -- Глаза...   без   бликов   слепы,   --  подытожил  после
некоторого молчания старик. -- Это хорошо, что ты пишешь стихи,
-- благодарно сказал он, -- но я еще не совсем уяснил для себя,
как далеко  ты  потерялся  от  любви,  прочти  еще  что-нибудь,
близкое сердцу твоему сейчас.

           Были зайчики
           Солнечные...
           Я пускал их в людской толчее
           Ослепительным девушкам в лица.
           Мог легко разлюбить и
                             влюбиться...
           Я тогда ничего не итожил.
           А вокруг зеленела листва,
           И меня увлекала весна
           Под слепой и доверчивый дождик.
           Что мне было до истины истин!
           Бесконечностью
           Жизненный путь.
           Мне все небо хотелось вдохнуть!
           Но желтели со временем листья.
           Словно в первую осень иду.
           Зрелым грешником крестится дождик.
           Я, наверное, в этом году
           До прощания с юностью дожил.
           Прохожу я в людской толчее:
           Ослепительны девушек лица!
           Словно зайчики
                         солнечные,
           Одинокие
                        падают
                    листья...

     На плато у костра зависло некоторое молчание.
     -- На  свете  есть,  такое  дело,  -- заговорил старик, --
одним  создать  какой  предмет,  другим  с  предмета   оголтело
словесный  написать  портрет,  предмет  вниманием увенчан, дитя
бесчувственных идей, предмет бесстрастно опредмечен,  а  значит
-- он  предмет страстей. Чем ты предметнее в судьбе, тем больше
ты с бесстрастьем дружен, чем меньше нужен ты себе, тем  больше
ты кому-то нужен...
     -- Вы  тоже  пишете стихи? -- обрадовался молодой человек,
как только отзвучало последнее  слово  в  устах  Пилигрима,  но
старик не ответил на вопрос.
     -- Так  ты...  так никогда и не любил? -- словно остановил
вопрос парня, остепенил его оживление, продолжая тем самым свой
путь беседы, старик. Парень на время затих.
     -- Я выплакал душу, теперь она опустела... а ты  проводила
за дверь бездушное тело... -- сказал парень и снова замолчал.
     -- Значит, любил, -- подытожил Пилигрим.
     -- Под шелест рублей шелестящие шины, под шелест рублей ты
похоже  светла,  ты  гордо мне бросила взгляд из машины, сквозь
мыльный пузырь  лобового  стекла...  --  проговорил  на  едином
дыхании парень.
     -- Любил...  и не один раз... но только любил ли и в самом
деле то, что искал и обрел, а не то, что пришлось по случаю, --
подытожил старик, продолжая сидеть неподвижно.  Изредка  парень
наклонялся к огню костра и подкидывал свежий хворост в него.
     -- Вы   сказали,   что   вышли  на  помощь,  помогите  мне
полю-бить, Пилигрим, подскажите как. У меня очень много  любви,
но  она  никому  не  нужна  -- одни перед ней расступаются и не
решаются к ней прикоснуться...
     -- Знаю,  --  остановил  молодого  человека  Пилигрим,  --
человек  ты  восприимчивый...  умеющий  слушать,  толк  из тебя
будет. Слушай... я расскажу тебе сказку... сказку о любви.

     "Жил да был один юноша. Это был очень печальный юноша.  Он
бродил по многолюдным улицам своего города в поисках любимой.
     Когда  он  отчаялся  обрести  заветного  человека, он стал
путешествовать  по  другим  городам  своей  страны.  Долго  ему
пришлось   одиночно   странствовать,  одиночить:  исподволь  он
безнадежно вглядывался в окружающий его мир людей.
     Нет, нельзя сказать, чтобы совсем его не замечали девушки,
но услада тела  не  помогла  юноше,  молодому  мужчине  постичь
восторженность любви.
     А  он от этого печалился еще больше, но все-таки продолжал
идти заповедными тропами, и только лишь вера в  любовь  спасала
его,  вера  в  то,  что  она  во  что  бы то ни стало есть, его
любимая, на этом белом свете.
     Порою, юноше казалось, что вот уже, скоро будет,  появится
она,  улыбнется ему любимая. Но тчетно он ожидал своего счастья
и напрасны были все его старания: девушки ускользали от него.
     Он щел на ощупь, ожидал, искал...
     Все девушки видели: во что он одет, как сложен, богат  ли,
знаменит.
     Никто не замечал самого юношу. И унылилась душа его.
     Неуемная  печаль  одаряла  юношу стихами, и в конце концов
молодой мужчина замкнулся в  себе,  и,  обрученный  с  поэзией,
написал,  как  он  решил  признаться себе, свое самое последнее
стихотворение в жизни своей о любви:

           Любимой нет.
           Ее никак не встречу.
           Или уже не встречу?..
           Как закон:
           Мой каждый день безлюбием отмечен
           И до абсурда, кажется, знаком...

           И каждый день одолевают страсти,
           Которые срываю впопыхах.
           Любимой нет...
           Разыскиваю счастье, --
           Но нахожу его я лишь в стихах...

     И когда юноша прочитал это стихотворение для  себя  вслух,
он холодно заплакал от несбыточности своей души. И тогда, когда
не утешился он слезами, решил он уйти в края безлюдных лесов, с
онемевшей душой своей, чтобы остановить свою жизнь там.
     И он ушел, как и задумал.
     Он  больше  не  искал дороги, и волнующие тропинки тоже не
привлекали  его,  даже  цветущие  поляны  теперь   он   обходил
стороной.  Он больше ничего не искал, он размашисто продирался,
одержимый  погибелью,  опасностью  быть  разодранным  в  клочья
дикими ветрами леса.
     Долго шел юноша, все тело его было исхлестано и заливалось
болью  от  острых сучков. И однажды, после изнурительных дней и
ночей бессонного пути, он вышел все-таки на поляну, он хотел ее
обойти, предчувствуя ее издали, но не смог.
     По одну сторону поляны было глубокое озеро, по  другую  --
непроходимое болото, но это оказалась совсем необычная по-ляна:
на  ней  абсолютно  не  росла  трава, не разноцветились никакие
цветы, только один-единственный  цветок  одиноко  рос  на  этой
поляне.  Этот  цветок  напоминал  ему его самого, и тогда юноша
решил остановить свою жизнь на этой поляне.
     Стремительно он подошел к цветку и сорвал его, после  чего
он повернулся и зашагал к озеру.
     На  берегу  он остановился, бережно положил цветок у своих
ног и приготовился утонуть в пучине озера.
     -- Постой! -- услышал он позади себя повелительный  оклик,
и  юноша  дрогнул,  удивился  человеческому  голосу  здесь.  --
Повернись ко мне лицом, -- снова прозвучало повеление, и  юноша
повернулся.  В  трех  шагах  от  него  стоял маг, он был одет в
черную одежду.
     Налетел ветер, и черный плащ мага развевался на этом ветру
огненными  вспышками,  потому  что  изнутри   этот   плащ   был
кроваво-красного цвета.
     -- Ты  искал любви, но ты ее не нашел, -- сказал маг, и он
сурово смотрел в глаза юноше, -- но ты не можешь потерять себя.
     -- Почему? -- впервые за столько времени промолвил молодой
мужчина, и его крепко сжатые губы разомкнулись.
     -- Потому, что тебе  нечего  терять,  я  научу  тебя,  как
обрести любовь.
     -- Я теперь даже не знаю, зачем она мне нужна.
     -- Человек,   нашедший   любовь,  бессмертен,  ему  больше
незачем  жить  временной  человеческой  жизнью.  А   ты   решил
остановить  свою  жизнь,  чтобы  подчеркнуть ее временность, ты
хочешь остаться смертным?
     -- Нет... я не хочу умирать.
     -- Да будет именно  так.  Смерть  также  временна,  как  и
жизнь.  Только  единому  вечность  и  бессмертие, а ты не един,
потому что одинок, а значит, смертен. Поступишь так, как я тебе
скажу, иначе больше не найдешь меня.
     -- Я готов, -- ответил юноша.
     -- Ты  не  нашел   любви,   ты   гонялся   за   порхающими
разноцветными  лепестками  бабочек, но они одна из этих бабочек
не порхала у тебя в душе.
     -- Да, кажется, я начинаю понимать, -- отозвался юноша.
     -- Внимательно осмотрись, -- потребовал маг, и  юноша  все
окрест окинул взглядом.
     -- Не вокруг, а в себе.
     Юноша сосредоточился.
     -- Увидел ли ты образ любимой там?
     -- Боже...  -- проговорил после некоторого молчания юноша,
-- я так несовершенен, в моем сердце нет любимой, я не вижу ее.
Тогда что же я искал? И как я мог найти то, чего нет?
     -- Ты  никогда  не  искал,  ты   гонялся   за   красочными
наваждениями.
     -- Да.
     -- Надо создать и овладеть, иметь и потерять, и лишь тогда
искать и найти.
     -- Создать  и  овладеть,  --  задумчиво повторил юноша, --
иметь и  потерять,  и  лишь  тогда...  искать...  и  найти!  --
воскликнул он. -- Я сделал последнее...
     -- Ты  зарился  на  чужое  добро  и  потому всегда получал
пинка, чужая собака непослушна и может укусить.
     -- Только моя собака откликнется на зов  и  позволит  себя
погладить, -- твердо сказал юноша.
      -- Обрети  любимую  в  себе,  создай  ее образ, он должен
ожить, шевельнуться в твоей душе, заговорить с тобой  на  языке
сердца, но и тогда ты не найдешь любимой.
     -- Я должен буду его потерять, свой образ?
     -- Отказаться от него, вывести его из души и забыть о нем.
     -- И забыть о нем, -- подытожил юноша.
     -- Забыть  о  нем, но твоя любимая будет помнить о тебе, и
тогда ты будешь не одинок в  своих  поисках:  твой  образ  тоже
будет  искать  тебя,  и придет время, когда вы в одно мгновение
узнаете друг друга, твоя любимая вернется к себе на родину -- к
твоему сердцу. Другого пути у любви нет.
     Юноша задумался и, как бы рассуждая вслух, проговорил:
     -- Но если я забуду образ любимой, то как же я его  найду,
ведь я не буду помнить, что искать?
     -- Ты  забудешь  его в душе, но он будет жить в мире, и ты
будешь помнить об этом и приглядываться к лицам,  чтобы  узнать
его. Ты должен зорко посматривать на свой образ любимой издали,
пока  не  встретишь  его.  Только  не нянчить его в сердце, его
колыбель должна быть пуста. Любимая должна  прежде  всего  сама
потратиться  на  поиски  тебя.  Родина  помнит о нас, но не она
приходит к нам, а мы возвращаемся к ней... -- и с этими словами
маг отпустил юношу в мир людей, повелел ему вернуться туда.
     Всю обратную дорогу юноша создавал образ любимой  в  своей
душе,  и, когда он пришел к людям, преодолев долгие расстояния,
любимая ожила, шевельнулась в его сердце, и он забыл о  ней,  и
колыбель  его  души  опустела,  и образ его любимой стал жить в
мире  и  разыскивать  его,   и   юноша   пристально,   издалека
посматривал на любимую.
     И  пришло  время,  и  они  встретились, и в одно мгновение
узнали друг друга, и им хорошо было вместе.
     Но...  предсказанное  единение  с   любимой...   у   юноши
продлилось недолго.
     Он  стал замечать, что любимая охладевает к нему, а он все
ярче и сильнее любит ее, и даже наступали моменты, когда  юноше
не обязательно было видеть свою любимую, ощущать ее присутствие
рядом,  потому  что  любимая  начинала  жить как-то иначе. И он
чувствовал каждое ее движение: тела и сердца, даже будучи один.
     И вот наступило самое страшное -- любимая совсем  охладела
к юноше и покинула его, и как только это произошло, юноша снова
опечалился, и пуще прежнего его душа была вся в слезах.
     И тогда юноша опять покинул мир людей и ринулся через леса
на заветную поляну к магу.
     Лютый  ветер бушевал на поляне. Маг ожидал юношу, он стоял
посреди поляны и огненные вспышки  его  плаща  полыхали  вокруг
него.  Маг  сурово  смотрел  на  юношу,  который стоял, понурив
голову, в неведении, ожидая приговора судьбы.
     Но маг молчал, тогда заговорил юноша:
     -- Я все сделал, как вы сказали,  но  я  не  знаю,  где  я
ошибся.
      -- Осмотрись,  --  и  юноша  всмотрелся в свою душу, и он
прозрел, -- Боже, -- воскликнул он, -- что я наделал! Я вижу  в
своем сердце образ любимой, так вот почему ее не стало у меня!
     -- Ты забрал свою любимую обратно, она возвратилась к тебе
в сердце.
     -- Что же мне теперь делать?
     -- Ты  должен  вернуть ее в мир людей, и она снова будет с
тобой.
     -- Я понял... --  сказал  юноша  твердо.  --  Не  пускайте
любимых  обратно в свое сердце, не оставляйте их у себя в душе,
и они никогда не покинут вас, -- и с этими словами юноша  снова
вернулся  в  мир  людей, и он отпустил любимую из души своей, и
она снова вернулась к нему.
     И пошли они вместе, рука  об  руку,  по  пути  бессмертия,
обретая  вечность.  И  решили  они  вместе прийти к магу, чтобы
поблагодарить его за урок судьбы.
     Но когда явились они на заветную поляну, то обнаружили  на
ней солнечный ливень. Мага не оказалось на поляне.
     По  дороге к поляне юноша шел с твердым желанием подобрать
тот единственный цветок, некогда сорванный им в далекой  печали
одиночества, и оживить его, возвратить ему дыхание Земли.
     Но  как  же  восторженно  удивился  юноша,  когда  увидел,
обнимая любимую, что вся заповедная поляна  усеяна  цветами,  и
разноцветные  лепестки  бабочек  порхают  над ними. Юноша снова
захотел писать стихи и написал первое:

        Жизнь не безжалостна, коль рушит,
        И ты за то ее прости,
        Пусть выкорчевывает души,
        Чтобы полянам расцвести...

     Пилигрим замолчал.
     Молодой  человек  неотрывно  слушал  его,   изредка   лишь
подбрасывая в костер свежие пучки хвороста. Так они и просидели
до самого утра молча.
     И  снова  начало синеть выпуклое небо над морем, солнечный
диск будто на цыпочках выглянул из-за гор побережья,  и  костер
угас,  только  легкий  дымок, словно остатки раздумий, струился
над ним.
     Крики чаек вонзались в небо, а чайки вонзались  в  море  и
выныривали  из  морской глади, и снова неслись в небо навстречу
своим крикам. И парень в джинсах и  кроссовках,  в  распахнутой
рубашке,  сидя  на  камне напротив старика в белых одеждах, что
по-прежнему опирался на корявый посох, сказал:  "Я  все  понял,
спасибо тебе, Пилигрим".

0

40

Роза Парацельса

Притча от Хорхе Луиса Борхеса

В лаборатории, расположенной в двух подвальных комнатах, Парацельс молил своего Бога, Бога вообще, Бога всё равно какого, чтобы тот послал ему ученика. Смеркалось. Тусклый огонь камина отбрасывал смутные тени. Сил, чтобы подняться и зажечь железный светильник, не было. Парацельса сморила усталость, и он забыл о своей мольбе. Ночь уже стёрла очертания запылённых колб и сосуда для перегонки, когда в дверь постучали. Полусонный хозяин встал, поднялся по высокой винтовой лестнице и отворил одну из створок. В дом вошёл незнакомец. Он тоже был очень усталым. Парацельс указал ему на скамью; вошедший сел и стал ждать. Некоторое время они молчали.

Первым заговорил учитель.

— Мне знаком и восточный, и западный тип лица, — не без гордости сказал он. — Но твой мне неизвестен. Кто ты и чего ждёшь от меня?

— Моё имя не имеет значения, — ответил вошедший. — Три дня и три ночи я был в пути, прежде чем достиг твоего дома. Я хочу быть твоим учеником. Я взял с собой всё, что у меня есть.

Он снял торбу и вытряхнул её над столом. Монеты были золотые, и их было очень много. Он сделал это правой рукой. Парацельс отошёл, чтобы зажечь светильник. Вернувшись, он увидел, что в левой руке вошедшего была роза. Роза его взволновала.

Он сел поудобнее, скрестил кончики пальцев и произнёс:

— Ты надеешься, что я могу создать камень, способный превращать в золото все природные элементы, и предлагаешь мне золото. Но я ищу не золото, и если тебя интересует золото, ты никогда не будешь моим учеником.

— Золото меня не интересует, — ответил вошедший. — Эти монеты — всего лишь доказательство моей готовности работать. Я хочу, чтобы ты обучил меня Науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню.

Парацельс медленно промолвил:

— Путь — это и есть Камень. Место, откуда идёшь, — это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь. Каждый шаг является целью.

Вошедший смотрел на него с недоверием. Он отчётливо произнёс:

— Значит, цель всё-таки есть?

Парацельс засмеялся.

— Мои хулители, столь же многочисленные, сколь и недалёкие, уверяют, что нет, и называют меня лжецом. У меня на этот счёт иное мнение, однако допускаю, что я и в самом деле обольщаю себя иллюзиями. Мне известно лишь, что есть Дорога.

Наступила тишина, затем вошедший сказал:

— Я готов пройти её вместе с тобой; если понадобится — положить на это годы. Позволь мне одолеть пустыню. Позволь мне хотя бы издали увидеть обетованную землю, если даже мне не суждено на неё ступить. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства.

— Когда? — с тревогой произнёс Парацельс.

— Немедленно, — с неожиданной решимостью ответил ученик.

Вначале они говорили на латыни, теперь по-немецки.

Юноша поднял перед собой розу.

— Говорят, что ты можешь, вооружившись своей наукой, сжечь розу и затем возродить её из пепла. Позволь мне быть свидетелем этого чуда. Вот о чём я тебя прошу, и я отдам тебе мою жизнь без остатка.

— Ты слишком доверчив, — сказал учитель. — Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна вера.

Вошедший стоял на своём.

— Именно потому, что я недоверчив, я и хочу увидеть воочию исчезновение и возвращение розы к жизни.

Парацельс взял её и, разговаривая, играл ею.

— Ты доверчив, — повторил он. — Ты утверждаешь, что я могу уничтожить её?

— Каждый может её уничтожить, — сказал ученик.

— Ты заблуждаешься. Неужели ты думаешь, что возможен возврат к небытию? Неужели ты думаешь, что Адам в Раю мог уничтожить хотя бы один цветок, хотя бы одну былинку?

— Мы не в Раю, — настойчиво повторил юноша, — здесь, под луной, всё смертно.

Парацельс встал.

— А где же мы тогда? Неужели ты думаешь, что Всевышний мог создать что-то, помимо Рая? Понимаешь ли ты, что Грехопадение — это неспособность осознать, что мы в Раю?

— Роза может сгореть, — упорствовал ученик.

— Однако в камине останется огонь, — сказал Парацельс.

— Стоит тебе бросить эту розу в пламя, как ты убедишься, что она исчезнет, а пепел будет настоящим.

— Я повторяю, что роза бессмертна и что только облик её меняется. Одного моего слова хватило бы, чтобы ты её вновь увидел.

— Одного слова? — с недоверием сказал ученик. — Сосуд для перегонки стоит без дела, а колбы покрыты слоем пыли. Как же ты вернул бы её к жизни?

Парацельс взглянул на него с сожалением.

— Сосуд для перегонки стоит без дела, — повторил он, — и колбы покрыты слоем пыли. Чем я только не пользовался на моём долгом веку; сейчас я обхожусь без них.

— Чем же ты пользуешься сейчас? — с напускным смирением спросил вошедший.

— Тем же, чем пользовался Всевышний, создавший небеса, и землю, и невидимый Рай, в котором мы обитаем и который сокрыт от нас первородным грехом. Я имею в виду Слово, познать которое помогает нам Каббала.

Ученик сказал с полным безразличием:

— Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление розы. К чему ты при этом прибегнешь — к сосуду для перегонки или к Слову, — для меня не имеет значения.

Парацельс задумался. Затем он сказал:

— Если бы я это сделал, ты мог бы сказать, что всё увиденное — всего лишь обман зрения. Чудо не принесёт тебе искомой веры. Поэтому положи розу.

Юноша смотрел на него с недоверием. Тогда учитель, повысив голос, сказал:

— А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?

Вошедший, охваченный волнением, произнёс:

— Я сознаю своё нынешнее ничтожество. Я заклинаю тебя во имя долгих лет моего будущего послушничества у тебя позволить мне лицезреть пепел, а затем розу. Я ни о чём больше не попрошу тебя. Увиденное собственными глазами и будет для меня доказательством.

Резким движением он схватил алую розу, оставленную Парацельсом на пюпитре, и швырнул её в огонь. Цвет истаял, и осталась горсточка пепла. Некоторое время он ждал слов и чуда.

Парацельс был невозмутим. Он сказал с неожиданной прямотой:

— Все врачи и аптекари Базеля считают меня шарлатаном. Как видно, они правы. Вот пепел, который был розой и который ею больше не будет.

Юноше стало стыдно. Парацельс был лгуном или же фантазёром, а он, ворвавшись к нему, требовал, чтобы тот признал бессилие всей своей колдовской науки.

Он преклонил колени и сказал:

— Я совершил проступок. Мне не хватило веры, без которой для Господа нет благочестия. Так пусть же глаза мои видят пепел. Я вернусь, когда дух мой окрепнет, стану твоим учеником, и в конце пути я увижу розу.

Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?

Оставленные золотые монеты были бы милостыней. Уходя, он взял их. Парацельс проводил его до лестницы и сказал ему, что в этом доме он всегда будет желанным гостем. Оба прекрасно понимали, что встретиться им больше не придётся.

Парацельс остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнеся Слово. И возникла роза.

0


Вы здесь » Харьков Готик Форум » Литература » Притчи