В трилогию известного австрийского писателя С. Цвейга «Врачевание и психика» вошли художественные биографии австрийских ученых и врачей Ф. Месмера, 3. Фрейда и американской врачевательницы М. Бекер-Эдди, применявших психотерапевтические методы лечения человеческих недугов.
«Я выбрал трех человек, которые, идя самостоятельными и даже противоположными путями, воплотили в жизнь, на сотнях тысяч людей, идею лечения духом».
Месмер, этот «трагический одиночка», открывший эру психотерапии, первый в ряду новых психологов, но пришедший слишком рано и потому приписанный к шарлатанам, Мери Бекер-Эдди - изобретательница Christian Science (метода врачевания верою), учредительница величайшей религиозной общины в Америке и Зигмунд Фрейд - создатель направления глубинной психологии и психоанализа - вот герои трилогии Стефана Цвейга о врачевателях души.
Месмеризм
Месмеризм. - В конце XVIII ст. известная часть общества увлекаласьтайными учениями и мистицизмом. Только этим можно объяснить временныйуспех Месмера. Последний (1733 - 1815) был врачом, степень доктораполучил в Вене. В первом же сочинении "De planetarum inflexu" (1766) ондоказывает, что солнце и луна оказывают действие на все части животноготела, особенно на нервную систему; что такое действие производится припосредстве проникающего эфира и что животный магнетизм есть сила, припомощи которой планеты действуют на тело. Несколько лет спустя Месмеробъявил, что он овладел новой силой и способен ею производить чудеса.Его приемы и подвиги возбудили подозрения, и он вынужден был переехатьиз Вены в Париж. Здесь о нем вскоре заговорили все. В течение несколькихмесяцев 1784 г. у него перебывало более 8000 человек. Французскоеправительство предложило Месмеру 30000 франк. за его секрет, но онпотребовал 500000. Эту сумму почти целиком собрали его ученики, и тогдаон открыл им подробности своего учения. Здоровье и болезнь зависят, поего мнению, от количества особой жидкости, распространенной во всемтеле; следует регулировать это количество, вызывая в теле прилив и отливжидкости; человек, пропитанный такой силой, способен ее излучать. Приподобных условиях тело делается магнетическим и сообщает магнетизм всемтелам. Магнетическая пластинка приставлялась к различным частям тела; ноесли имели в виду лечение, то она проводилась над больной частью; дляусиления действия производилось прикосновение рукой или заставлялибольного неподвижно глядеть на магнетизера или на предмет, испускающиймагнетизм. Всякий предмет можно было намагнитить; даже деревья оказывалилечебное действие! Когда посетителей было много, применялось следующееприспособление: ставили чан с водой, из которого торчали железныепрутья; стоило прикоснуться к железу, как появлялось магнетическоевлияние. Наконец, достаточно было прикоснуться к магнетизеру и дажепосмотреть на него, чтобы ощутить действие магнетизма. У магнетизируемыхобнаруживались более или менее резкие последствия. Чувствовалоськакое-то особенное возбуждение, расстройство отправлений вызывалообморок, судороги и другие припадки. Это называлось кризисом, по кризисуврач определял происхождение, характер и течение болезни, задерживал ееход. У некоторых припадки были очень тяжелые: магнетизированный лишалсясознания, плакал или смеялся, затем засыпал или впадал в экстаз; женщиныбросались на первого встречного, катались по земле и стремительно бежаливперед, сильно ударяясь головой о стену. В конце припадка больнойуспокаивался, у него выступал пот и он засыпал; придя в обычноесостояние, он объявлял, что у него исчезли те или другие беспокоившиеего припадки; зато другие чувствовали ухудшение болезни, были дажеслучаи внезапной смерти во время припадка. Для исследования животногомагнетизма были избраны две комиссии: одна состояла из членов парижскогомедицинского факультета и академии наук, другая из представителейкоролевского врачебного общества. Первая комиссия убедилась, чтомагнетические палочки и пластинки не содержали ни электричества, нимагнетизма; из рук магнетизера исходил лишь пот, при приближении егопальцев к лицу чувствовалась лишь слабая теплота. Итак, истечениежидкости не доказывалось ничем. Что касается последствий, то комиссиязаметила, подражательность припадков: явления, обнаружившиеся сначала унекоторых, делались затем общими для всех. Поэтому приходилось уединятьнаблюдаемых. Подвергнувшись сами влиянию магнетизма, члены заметилитолько легкое возбуждение. Также 14 больных не обнаружили никаких новыхявлений от магнетизирования. Полезное действие нового лечения оставалосьобъяснить воображением. Были сделаны особые наблюдения, чтобы выяснитьвлияние предвзятой мысли: больного подводят к дереву, которое онпредполагает намагниченным, но которое не подпадало под воздействиемагнетизера; появляются такие же припадки, как и после магнетизирования;больной дают воду, которую она считает магнетической - и опять припадок,как после прикосновения магнетической палочки и т. д. С другой стороны,магнетизирование лиц, не убежденных в пользе М. или незнакомых с егодействием, не давало никаких результатов. После такого разоблачениямагнетизма он потерял для публики всякую привлекательность; недовериеповело к неудачам в лечении, и Месмер вынужден был оставить Париж. Егопоследователи разделились на мелкие общества; они продолжали испытыватьна себе и других приемы, от которых ожидали переворота во всехчеловеческих знаниях и особенно в лечении. Эти ожидания так и неоправдались. Полезные последствия от животного магнетизма, правда,наблюдались, но они имели место у истеричных, на которых благоприятнодействует любой суеверный прием, вроде возложения рук или помазыванияглаз слюной. Окончательно пала вера в магнетизм, когда аббат Фариа сталвызывать такие же явления, как и магнетизеры, одним лишь восклицанием:"засни"! В наше время изучение гипнотизма раскрыло заблуждения М., новместе с тем выяснило и ту долю истины, благодаря которой явлениямагнетизма приковывали к себе общее внимание.
В трилогии Стефана Цвейга “Врачевание и психика” один раздел посвящен “христианской науке”. Суть этой реальной авантюрно-детективной поучительной истории “американского чуда” заключается в следующем (цит. Предисловие Валерия Лейбина).
Дочь американского фермера Мери Бекер-Эдди (1821-1908) не получила университетского образования, но сумела своими идеями привлечь к себе внимание общественности и превзойти по популярности многих ученых, врачей и религиозных деятелей США конца XIX века. Слабая и болезненная от рождения, не отличавшаяся особой привлекательностью и женственностью, но обладавшая завидным упорством и сильной волей, она прожила бурную, полную драматических поражений и блистательных успехов жизнь. До сорока лет на ее долю выпали радости замужества и горести вдовства, удовольствие от чтения книг и отчаяние, вызванное ухудшением состояния здоровья, угрозой превращения в беспомощного калеку.
Испробовав разнообразные методы лечения, она обращает свой взор на бывшего часовщика П. Квимби, сперва увлекшегося гипнозом, но затем начавшего практиковать терапию, основанную на внушении. Через неделю после того, как разбитая и обессилевшая М. Бекер предстала перед этим целителем, она неузнаваемо изменилась, выздоровев телом и духом. Отныне она не только становится пропагандистом “лечения духом”, но и начинает создавать свое собственное учение, первоначально названное ею “моральной наукой”, а затем - “христианской наукой”.
Проявив деловую хватку, М. Бекер организует платные курсы по подготовке лекарей, становится духовной наставницей своих учеников. В 1875 году в издательстве “Христианская наука” выходит в свет ее книга “Наука и здоровье”, в которой нашли отражение теологические, философские и медицинские представления о человеке, сопряженные с разнообразными идеями астрального и мистического характера. В противоположность академической медицинской науке М. Бекер исходила из того, что болезней, как таковых, не существует, они являются плодом заблуждения человечества и, следовательно, врачеватель обязан внушать своим пациентам неверие в заболевания и веру в христианскую науку, дающую духовную власть над бренной плотью. Соединенное с богослужением, духовное врачевание становится религиозным обрядом, христианская наука превращается в широкомасштабное религиозное движение, а М. Бекер именуется пророчицей, обладающей даром божественного внушения. Открыв метафизический колледж и основав “Журнал христианской науки”, М. Бекер добивается материального преуспевания и невиданной славы, при жизни становится в глазах ее многочисленных почитателей легендой и мифом.
История повторяется, с той лишь разницей, что былые драмы и трагедии нередко оборачиваются сегодня фарсом и комедией. Если некоторые доведенные до экстаза люди готовы не только хранить около своего сердца “заряженную” в газете фотографию А. Чумака, но и съесть ее, испытывая затруднение лишь по поводу того, что не имеют точной инструкции, как и чем запивать столь необычный лекарственный препарат, то это уже не драма, а фарс. Если после сеанса телетерапии А. Кашпировского у кого-то, безгранично верящего в его сверхъестественную силу, вместо ожидаемого заживления послеоперационных рубцов начнут расти волосы в том месте, которое явно не хотелось бы демонстрировать перед окружающими людьми, то для него лично это, возможно, трагедия, но уж очень она смахивает на комедию.
P.S. Этот культ и основанное М. Бекер издание существуют до сих пор: http://en.wikipedia.org/wiki/Christian_Science_Journal
Зигмунд Фрейд
В конце XIX века психология и психиатрия переживали определённый кризис. Новые научные методы лечения и исследования соседствовали с широко распространённым гипнотическим внушением и месмеризмом, классификация психических расстройств отличалась неопределённостью, так как не было устоявшейся теории этого рода заболеваний. Коллега Фрейда, венский психиатр Йозеф Брейер, занимавшийся изучением проблемы лечения истерии, натолкнул его на мысль о том, что душевные расстройства напрямую связаны с травматическими переживаниями, испытанными психикой больного.
Несмотря на то, что большинство учёных считали сновидения либо набором механических воспоминаний о прошедшем дне, либо бессмысленным набором фантастических образов, Фрейд развивал точку зрения других исследователей о том, что сновидение есть зашифрованное сообщение. Анализируя ассоциации, возникающие у больных в связи с той или иной деталью сновидения, Фрейд делал вывод об этиологии расстройства. Осознавая происхождение своего заболевания, пациенты, как правило, излечивались.
В молодости Фрейд заинтересовался гипнозом и его применением для оказания помощи душевнобольным. Позже он отказался от гипноза, предпочтя ему метод свободных ассоциаций и анализ сновидений. Эти методы стали основой психоанализа. Фрейд также интересовался тем, что он называл истерией, а в настоящее время известно как конверсионный синдром.
50 шиллингов 2000 г. - австрийская памятная монета, посвящённая 100-летию выхода работы Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений»
Впервые термин «психоанализ» был употреблён Фрейдом на французском языке 30 марта 1896 года в опубликованной им в Неврологическом Журнале статье об этиологии неврозов. В 1900 г. он выпускает свою первую самостоятельную работу «Толкование сновидений», которая посвящена анализу неврозов с помощью изучения сновидений анализанта. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания (либидо). При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери — Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания. Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человеческого сознания).
В ранних работах Фрейда (до 1920 г.) в качестве источника неврозов рассматривается конфликт бессознательного (которое руководствуется «принципом удовольствия») и сознания, которое стремится к самосохранению («принцип реальности»). Впоследствие основное внимание сосредотачивается на конфликте внутри психической инстанции, руководствующейся принципом реальности. В работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три компонента — Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго). Оно представляет бессознательные влечения, Я — принцип реальности. Сверх-Я формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.
Большая часть современных психоаналитиков не признает подавленную сексуальность источником всех психических расстройств, преимущественно сексуальное значение образов в сновидениях также подвергается сомнению. [источник?]. В то же время введенное Фрейдом понятие бессознательного, метод проработки скрытых причин симптомов, и «экономическое» рассмотрение психических процессов как взаимодействия обособленных инстанций лежит в основе большинства школ современного психоанализа, психотерапии и теорий личности. Идея о том, что произведения искусства могут рассматриваться как результат невротических переживаний их создателя и проявление глубинного бессознательного, оказала огромное влияние на культуру XX века.
Теории Фрейда и используемые им способы лечения вызвали полемику в Вене в XX веке и до сих пор остаются предметом горячих споров. Идеи Фрейда часто обсуждаются и анализируются в литературных и философских работах в дополнение к продолжающимся дискуссиям в научных и медицинских трудах. Его часто называют «отцом психоанализа».
(материал Wiki)
...так что настоятельно рекомендую к прочтению эту книгу тем, кто интересуется становлением психоанализа как метода и как науки, а так же прото поклонникам увлекательных сюжетных линий.