вот так все это выглядело в Киеве. мне стыдно за то,как описывают сие действо...
Статья Анатолий УЛЬЯНОВ
Публикация: 09 сентября 2007
Это, конечно, хорошо и приятно, когда прославленный пожилой художник в сексуальном оранжевом трико обнимает робкого юного мальчика. Приятно и хорошо, когда в наглухо глянцевой и гламурной Украине случаются трэш-фотографии, тяготеющие к модным визуальным трендам a.k.a. Теллер\Ричардсон. И даже ужасные девочки, придающиеся провинциальной готике и салютирующие полуфашистским\полурокерским «Зиг Превед!» в актовом зале на фоне президентского лика – казалось бы, хорошо и, казалось бы, приятно.
И все же, проект Бориса Михайлова и Мыколы Ридного «Игры Патриотов\Украинская готика» получился неполучившимся. Он стремится, но не достигает; начинается, но не заканчивается; говорит, но картавит, шепелявит и заикается; пытается сверкнуть гордым телом, но вместо этого поблескивает влагой, исходящей из сырости формы и невнятности содержания.
А замашка была, как и водится в Украине, на нечто исключительно монументальное – с одной стороны, на звонкую рефлексию украинской политической современности, с другой – на достоверное отражение результата метаморфоз, которые возникают на стыке постсоветских реалий и модной современной субкультуры готов.
Кто виноват? Художники, которые не сумели обыграть пафосную концепцию? Или наоборот - пафосная концепция, неумело приделанная к простым и не требующим какой-либо концепции фотографиям? Вопрос, как и извращенная тяга украинского contemporary art к избыточной концептуальности, остается без ответа и объяснения.
Первая часть проекта – «Игры Патриотов». В ней, собственно, дедушка Михайлов (в оранжевом трико) и тискает мальчика Ридного (в синем трико). Тисканье это носит характер квартирного, гомоэротического танца-кривляния, который якобы призван отобразить характер современной украинской политики, и в жанре дурашливого дурачества осмеять ее.
Достаточно странно, что для такой темы Михайлов\Ридный выбрали образ танца, учитывая, что украинская политика как страстный танец разноодинаковых политиков была показана, - к слову, более тонко и изящно, - живописцем Александром Ройтбурдом еще в феврале 2006 когда. Проект назывался «Танго» и выставлялся в галерее «Ателье Карась». Видимо, учуяв политико-эстетическую конъюнктуру (обычно это происходит до или сразу после выборов), украинские художники черпают свои идеи в одном, давно обнаруженном и, признаться, уже протухшем ведре (как иначе объяснить такую предсказуемость?).
Так или иначе, никакого зрительского оживления такой подход не вызывает. Мы читаем манифест к выставке, в котором звучат мысли о сплетении «старого» и «нового», об аллегорическом разговоре двух патриотов, о разных контекстах и их соединениях, но в результате видим лишь известного деда с голым пузом и его неизвестную и малобюджетную наложницу. Все остальное можно додумать, но, положа руку на сердце, едва ли можно обнаружить. Да и зачем?
Вторая часть проекта – «Украинская готика» Ридного. Это мог бы быть честный репортаж, иллюстрирующий провинциальный характер регионального гот-движения в Украине. Вместо этого перед нами мертвое позерство с живым материалом. Самодостаточные карточки и в этом случае распохаблены концептом, стремящимся придать чистой эстетике содержательной замысловатости. Ридный, очевидно, не смог бы почувствовать себя художником, если бы не родил комментарий: «Парадокс «картинки» в том, что актуальная субкультура, которая апеллирует новыми понятиями и символами, выступает на фоне советских декораций, дополненных колоритным антуражем украинского патриотизма».
Короче говоря, всем стоило промолчать. Тогда карточки смотрелись бы иначе.
Украинское современное искусство уже вроде как легитимизировало милый журнальный трэш с околосоветским душком, и, все же, продолжает стесняться его дурашливой и простой формы, а поэтому силится избавиться от этого деревенского стыда весьма постыдным путем. Художники не верят в самодостаточность своих изображений. Они нарушают уже нарушенные каноны и вместо того, чтобы воспринимать чистую форму «как она есть», гонятся, с помощью притянутых за уши концепций, за «необходимым содержанием» - содержанием, которое, уверены они, позволит им быть не просто шутниками, но шутниками в поисках важных смыслов; разгильдяями из Большого Искусства.
Киевская галерея «Коллекция» находится на Паньковской 8, и работает каждый день (кроме понедельника) с 10.00 до 19.00. Вход в галерею – свободный.