Харьков Готик Форум

Объявление

«Каждый знает, что Время - это Смерть,
Что Смерть прячется в часах.
Только познав Силу Воображения,
Человек сможет отодвинуть рамки Времени
И нарушить законы Смерти.
И там, вне Времени и Смерти,
Он познает, что боль – это знание,
И любое знание – это боль»

Федерико Феллини.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Харьков Готик Форум » Литература » Готический роман в литературе


Готический роман в литературе

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН, прозаический жанр, имевший большой успех в последней трети 18 в

Готический роман отличают следующие черты:

1. Сюжет строится вокруг тайны – например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Обычно используется не одна подобная тема, а комбинация из нескольких тем. Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне обычно добавляются второстепенные и побочные, тоже раскрываемые в финале.

2. Повествование окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя и героини.

3. Мрачная и зловещая сцена действия поддерживает общую атмосферу таинственности и страха. Большинство готических романов имеют местом действия древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и шныряющими слугами-соглядатаями. Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы – словом, все, что способно усилить страх героини, а значит, и читателя.

4. В ранних готических романах центральный персонаж – девушка. Она красива, мила, добродетельна, скромна и в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществе и богатством. Но, наряду с общими для всех романтических героинь чертами, она обладает и тем, что в 18 в. называли «чувствительностью». Она любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок.

5. Сама природа сюжета требует присутствия злодея. По мере развития готического жанра злодей вытеснял героиню (всегда бывшую не столько личностью, сколько набором женских добродетелей) из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра он обретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета.

Все эти черты были известны прозе и драматургии и прежде, но именно в готическом романе они вошли в настолько отчетливое и эффективное сочетание, что произведение, у которого нет хотя бы одной из этих черт, уже нельзя отнести к чистому готическому жанру.

В первом готическом романе, Замок Отранто (1764) Х.Уолпола, эти приемы были использованы в не очень связном сюжете, где героине все время грозила какая-нибудь опасность, но в последний момент на помощь неизменно приходили сверхъестественные силы.

После удачного начала культ готического романа на несколько лет ушел в тень, пока в 1777 Клара Рив не издала роман Старый английский барон (Old English Baron; первоначальное заглавие Защитник добродетели – The Champion of Virtue). В этом повествовании заслуживает внимания попытка объяснить в финале нагромождение таинственных явлений естественными и правдоподобными причинами. Любимицей же поклонников готического романа поры его расцвета стала Анна Радклиф (1764–1822). Между 1789 и 1797 она написала пять готических романов, четвертый из них, Тайны Удольфо (1794), до сих пор остается самым совершенным воплощением жанра. Последний ее готический роман, Итальянец (1797), по мнению позднейших читателей, ближе всего к собственно роману. Вслед за Рив Анна Радклиф завершала повествование разумными объяснениями того, что по ходу действия казалось сверхъестественным. Монах М.Г.Льюиса (1796) был, судя по всему, вдохновлен Тайнами Удольфо, но картины порока и насилия в нем показались слишком яркими даже преданным поклонникам жанра. Он остается самым шокирующим и самым сильным образцом жанра.

На рубеже 18–19 вв. вышли в свет десятки второсортных и бьющих на эффект готических историй, по большей части анонимных и изданных в виде дешевых брошюр. К этому времени образованный вкус уже не одобрял увлечения готическим жанром. В Нортенгерском аббатстве (1818) Джейн Остин высмеяла его влияние, особенно на умы юных читателей. Позднейшие похвалы В.Скотта некоторым готическим авторам, прежде всего Анне Радклиф, были, по-видимому, менее искренни, чем его же пренебрежительное упоминание о готическом жанре в Предисловии (1814) к своему Уэверли. Тем не менее готические романы продолжали появляться. В число самых заметных входят Франкенштейн (1818) Мэри Шелли и Мельмот Cкиталец (1820) Ч.Мэтьюрина. Падение дома Эшеров (1839) Э.А.По — непревзойденное, сравнительно короткое (что, возможно, само по себе является достоинством) произведение готического жанра. Ближе к нашему времени Остров доктора Моро (1896) Герберта Уэллса, Дракула (1897) Б.Стокера и рассказы А.Блэквуда, У.Деламара и Исака Динесена (псевдоним Карен Бликсен).

Но готический жанр продолжался не столько в сочинениях, сколько в воздействии его элементов на прозу 19 и 20 вв. Так, готический материал успешно использован в ранних романах У.Годвина и Ч.Б.Брауна. Лучшие образцы попутных готических эффектов можно найти в Грозовом перевале (1847) Эмили Бронте, Маркгейме (1887) Р.Стивенсона и Повороте винта (1898) Г.Джеймса. Менее очевидные примеры — Джейн Эйр (1847) Шарлотты Бронте, Тайна доктора Гримшо (посмертно, 1882) Н.Готорна и Элси Веннер (1861) О.У.Холмса.

http://www.krugosvet.ru/articles/49/100 … 4985a1.htm

"Готический" роман, или роман "тайн и ужасов" берет начало в английской литературе рубежа XVIII-XIX вв. Вызван особым интересом авторов к средневековью, с представлением о мире как арене извечного борения добра и зла, Бога и дьявола. Действие, как правило, разворачивается в замках, монастырях, подземельях и т. п., что придает описываемому зловещий и загадочный колорит.

0

2

в пример могу привести следующих авторов + их произведения:

Бекфорд Уильям
Ватек

Бульвер-Литтон Э.
Привидения и из жертвы, или Дом и разум

Джеймс М.Р.
Встречи с привидениями

Клуб привидений

Коллинз Уилки
Отель с привидениями

Ле Фаню Джозеф Шеридан
Дядя Сайлас
В зеркале отуманенном
Кармилла
Комната в отеле "Летящий Дракон"

Леру Гастон         //  скачать можно отсюда  http://www.libbooks.ru/bookbox_93466.html
Призрак оперы

Ли Вернон
Любовник - Фантом (Оум из Оукхерста)

Олифант Маргарет
У открытой двери

Пикок Томас Лав
Аббатство кошмаров

Риддел Дж. Х.
Дом с привидениями в Летчфорде

Скотт Вальтер
Комната с гобеленами

Уолпол Гораций
Замок Отранто
Замок Отранто

Фолкнер Джон
Утраченная скрипка Страдивари

Хаггард Райдер
Она

Шелли Мери
Франкенштейн

0

3

Тогда к готическому роману и "Консуэло" Жорж Санд и "графиня Рудольштадт" можно притянуть (из прочитанного) так как все признаки наличествуют.

0

4

:) к сожалению не могу ничего сказать. вышеназваных авторов читать не приходилось.

0

5

На мой взгляд очень толковая статейка из Вики.

Готическое (также псевдоготическое) направление в искусстве Нового времени — направление в европейском и американском искусстве XVIII-XX веков.

Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения. Впервые законченное выражение нашла в жанре готического романа, ставшего очень популярным в XVIII веке (Горацио Уолпол, Мэтью Грегори Льюис, Уильям Годвин, Анна Радклиф, Жак Казот, Чарлз Роберт Мэтьюрин).

Готический роман (англ. the Gothic novel) — произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Развивался в основном в англоязычной литературе. Это предтеча современных «ужасов». Название — от архитектурного стиля готика (действие романов часто разворачивается в старых готических замках). Однако, по предположению писательницы Маргарет Дрэббл, термин 'Gothic' изначально употреблялся в значении «средневековый», как в Castle of Otranto, a Gothic Tale (The Oxford Companion to English Literature, 5-е и 6-е издания, 1985, 2000).

В период с 1765 по 1850 год готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в Европе.[1]

В те времена ходили разные мнения по поводу того, что такое готический роман. В частности Натан Дрейк, редактор журнала «Литературный досуг», так определял готический жанр: ...ничто не воздействует столь сильно на человека, как готика...даже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный от каких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признаёт её власть и силу

. Британский критик Теодор Уаттс-Дантон называл готику «ренессансом чудесного» в английской литературе. Но существовали и другие мнения: профессор Йельского университета Уильям Лайон Фелпс в своей работе «Начало английского романтизма» рассматривал готику как «синоним варварского, хаотичного и безвкусного». Описать такое явление как готика пытались многие литературоведы и учёные — Монтегю Саммерс, Эдит Биркхэд, Эйно Райло, Эдмунд Бёрк, Девендра Варма. Чувственное обоснование готического стиля принадлежит Эдмунду Бёрку, выпустившему в 1757 году книгу «Исследование наших представлений о возвышенном и прекрасном».

Выдающийся знаток жанра Монтегю Саммерс в книге «Потусторонний омнибус» выделяет следующие типы описываемых в литературе сверхъестественных явлений: потусторонние силы и посещение со злой целью, явление призрака и странная болезнь, загробные появления, живые мертвецы, возвращение из могилы, исполнение клятвы, неупокоенная душа, загадочное предначертание. Каждому из этих явлений отведена своя роль в сюжетной линии готического романа.[1]

Английский исследователь Уолтер Фрай в своей книге «Влияние готической литературы на творчество Вальтера Скотта» утверждает, что именно Вальтер Скотт поднял жанр из небытия и находит элементы готики во всех романах, выпущенных после «Уэверли».

В своей монографии «Готический поиск» Монтегю Саммерс проводит сравнение готического романа с классическим и выводит два ряда знаковой символики:

Готика                            Классика
Замок                                                  Дом или особняк
Пещера                                                          Беседка
Стон                                                          Вздох
Великан                                              Отец
Окровавленный кинжал                                 Веер
Завывания ветра                                  Нежный бриз
Рыцарь                                                          Джентельмен без бакенбард
Леди, главная героиня                                   Никаких изменений:женщина всегда остаётся женщиной
Удар шпагой                                               Убийственный взгляд
Монах                                                           Старый слуга
Кости, черепа                                               Комплименты, сантименты
Свеча                                                           Лампа
Магическая книга с пятнами крови                   Письмо, орошённое слезами
Загадочные голоса, шорохи                       Редко употребляемые слова
Таинственный обет                                   Тонкий намёк на ухаживание
Скользнувшее привидение                       Адвокат или судья
Ведьма                                                            Старая экономка
Рана                                                            Поцелуй
Полночное убийство                                   Свадьба

Одной из первых серьёзных попыток разделить готический роман категориями ужасами принадлежит Эдит Биркхэд. В её монографии «История ужаса: Исследование готического романа» эта классификация выглядит следующим образом:
Готический роман (The Gothic Romance)
Представители:Хорэс Уолпол, Клара Рив, Анна Летиция Барбальд, Мэри Шелли.
Роман напряжения и необъяснимой тревоги (The Novel of Suspense)
Представители: Анна Радклиф
Роман ужаса (The Novel of Terror)
Представители:Мэтью Грегори Льюис, Чарлз Мэтьюрин
Восточная повесть ужаса (The Oriental Tale of Terror)
Представители: Уильям Бекфорд
Сатира на роман ужаса (Satires on the Novel of Terror)
Представители: Джейн Остин, Томас Лав Пикок
Короткая повесть ужаса (The Short Tale of Terror)
Представители: лорд Булвер-Литтон, Мэри Шелли.

Категорию ужасного Эдмунд Бёрк определяет следующим образом: Чувство, которое вызывает в нас величие и возвышенность природы, властно завладевает нами и называется изумление (astonishment); и изумление есть такое состояние нашей души, в котором все её движения замирают в предчуствии ужаса (horror). Ни одно из чувств не может лишить наш мозг рассудочности и способности к действию в такой степени, в какой способен это сделать страх (fear)

.[1]

Одной из следующих попыток классификации готических романов принадлежит профессору Девендре Варме в его работе «Готическое пламя». В качестве соединения нескольких школ он приводит роман Мельмот-скиталец, в нём он обнаруживает черты школы напряжения и необъяснимой тревоги и черты школы ужаса. В этой книге Девендра Аврма выделяет три школы готического романа: Историческая готика (The Historical Gothic Tale) — Клара Рив, София Ли, Вальтер Скотт, Школа напряжения и необъяснимой тревоги (The School of Terror) — Анна Радклиф, Школа ужаса (или шауэр-романтик) (The School of Horror) — У.Годвин.

Многие исследователи сходятся на том, что одними из главных элементов готических романов являются:замок, либо какие-либо старинные развалины (пассивный элемент, вокруг которого разворачивается действие романа); и готический злодей (активный элемент).

Некоторое отношение к готике, как к литературному жанру, имеют произведения, написанные в жанре Чёрный юмор, а также, получивший широкое распространение в XVIII—XIX вв. Святочный рассказ.

[править]
Становление и развитие готической литературы в XVIII—XIX веках

Основоположник стиля готического романа — Хорас Уолпол, выпустивший в 1764 году свой роман «Замок Отранто» назвав его готической историей. Шумный успех романа породил множество подражаний, прежде чем вышла повесть Клары Рив «Защитник добродетели» (во второй редакции получила название «Старый английский барон. Готическая история»). Следующим произведением, отмеченным критиками, явился небольшой рассказ Анны Летиции Барбальд «Сэр Бертранд». Исследователь Эдит Биркхэд пишет, что эта была попытка объединить две школы готического ужаса — готическую романтику и роман ужаса.

Следующей заметной фигурой в готическом романе стала София Ли со своим романом «Убежище», её романы заметно повлияли на творчество Анны Радклиф, которая известна такими произведениями как «Сицилийский романс», «Лесной романс», «Удольфские тайны». Вскоре выходит и роман, который высмеивает жанр ужаса — «Нортхэнгерское аббатство» Джейн Остин.

Основные произведения созданы на рубеже XVIII и XIX веков. В центре произведения — демоническая, «байроническая» личность (романы «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли, «Итальянец» А. Радклиф, «Мельмот Скиталец» Ч. Р. Мэтьюрина).

На протяжении XIX века развивался также родственный жанр: «готический рассказ» или «рассказ с привидением» (англ. ghost story; классики жанра — Шеридан Ле Фаню, М.Р. Джеймс и др.). Лефаню написал такие романы, как «Дом за церковной оградой», «Дядя Сайлас». Известны три цикла рассказов Макартура Рейнолдса «Тайны лондонского двора», «Тайны неаполитанского двора» и «Тайны инквизиции» опубликованные в 1845—1850 гг.

Но кроме прозы существовали и поэтические произведения готического направления. Авторами таковых являлись представители так называемой Озёрной школы — Саути, Водсворт, Кольридж. Каждый из них оставил свой самобытный образ: Саути — «Старуху из Беркли», Водсворт — «Люси Грей», Кольридж — «Старого морехода»и «Кристабель».

Произведения, продолжающие эстетику готического романа, появлялись и позже (сочинения Эдгара По, в период модернизма — Оскара Уайльда, «Дракула» Брэма Стокера и др.). Под влиянием жанра находились и знаменитые писатели ХIХ века: Чарльз Диккенс ("Тайна Эдвина Друда, 1870), Р. Л. Стивенсон («Доктор Джекилл и Мистер Хайд», 1886), Генри Джеймс («Поворот винта», 1898), Артур Мэйкен. Брэм Стокер утвердил вампирское влияние на готические романы своим романом Дракула, где наиболее детально и чётко, в то время, описывалась жизнь вампиров.

Псевдоготическая (неоготическая) архитектура XIX века
Основная статья: Псевдоготика

Популярность готической эстетики в XVIII—XIX веках спровоцировало появление псевдоготической (или неоготической) архитектуры XIX — начала XX века. К ней относятся многочисленные неоготические католические соборы Европы, а также России (в Москве, Владимире, Самаре), а также некоторые православные храмы (Ново-Никольский собор в Можайске, колокольня Преображенской церкви в селе Остров и др.)

Готическая литература и литература ужасов в XX веке

В XX веке от «готического» жанра отпочковалась «литература ужасов» (Блэквуд, Лавкрафт, Блох, Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился жанр Dark Fantasy. Широкое распространение в XIX—XX вв. получили различные сборники и антологии. Одним из первых можно выделит сборник рассказов Анны Лемойн «Дикие розы», подобные сборники положили начало книгам формата чепбук (англ. Chapbook — недорогое издание карманного формата). В число наиболее популярных можно отнести выходивший с 1847 года лондонский 1000-страничный сериал «Вампир Варни, или Кровавое пиршество». Каждая глава этого произведения представляла собой отдельную книгу — восемь страниц печатного текста (всего вышло 220 таких книг).

Поклонники готической литературы несколько расширили её изначальное определение, но основные её черты и поныне остаются теми же. К термину «готический» в таком значении восходят названия музыкального течения готик-рок и субкультуры готов.

0

6

Все находится в повторяемом цикле - достаточно проследить временные рамки того или иного течения в литературе ли, в искусстве: как только надоедает классика - на смену приходит неоготика - приедается - реализм - и т.д.  но это не умаляет ничьих достоинств.

0


Вы здесь » Харьков Готик Форум » Литература » Готический роман в литературе