Матерал http://deadchannel.ru/node/2765
Слухи об этом ходят достаточно давно, однако теперь они подтверждаются: наша «тёмная сцена» в беде. Synthdicate.com публикует два небольших интервью на эту тему с самыми непосредственными участниками сцены (скорее всего следует ждать продолжения).
Вячеслав Бусыгин (группа Wavefall) описывает текущее положение дел так:
Музыка не востребована в нашей стране, пусть даже узкой массой людей. Что у нас преподносят, то и едят. Собственно, так везде. Вчера преподнесли в красивой обёртке R'n'B — он везде, завтра преподнесут волну старого техно — и будет то же самое. Значит здесь всё упирается в профессионалов (организаторов, промоутеров, продюсеров и т.д.).
Нет качественной музыки в России, способной конкурировать с западной сценой.
Нет организации данного спектра шоу-бизнеса.
Тут хочется сразу прокомментировать. Люди «едят» то, что им преподносят, совершенно верно. Было бы странно, если бы они вели себя по-другому. Музыка — это инструмент, которым можно выполнить поставленную перед собой задачу, а основная задача практически всей современной «развлекательной» музыки — деморализация и дебилизация людей. Можно долго спорить и брезгливо отмахиваться от «теорий заговоров», но у этой теории есть одно неоспоримое обоснование: музыкально образованному человеку невозможно впаривать жёванный шпинат в таких количествах и за такие деньги, а «интересную» музыку производить гораздо накладнее и — опять же — в таких количествах невозможно.
Зато нельзя спорить с тем, что этот инструмент со своей задачей справляется отлично, иначе песни с повторяющейся мантрой «хочу трахаться в этом клубе» не попадали бы в «тяжёлую ротацию» музыкальных каналов. Шоубизнес, как и любой другой бизнес, приносит его владельцам деньги и нацелен на расширение. Нельзя винить людей в том, что они стали жертвой этой машины, что с детства они впитывают все эти установки на правильный ход мысли. Можно радоваться, что жертвами становятся не все (или некоторые просто застали «железный занавес», который оградил их от подобного шлака на раннем этапе развития). Можно вспомнить рассказ Азимова «Профессия», и надеяться на лучшее. Можно просто ничего не делать, но винить во всех бедах кого-нибудь — так делают все. Но если речь заходит о востребованности, надо сначала определиться, что именно мы преподносим пользователю, и тогда станет ясно, почему он это не ест.
Если музыка позиционируется как развлекательная — извините, никакой конкуренции с «попсой» и даже RNB она не выдерживает, естественно: она «бьёт по мозгам» и она совершенно не понятно о чём. Если сама музыка не «цепляет», то у композиции в целом остаётся одна зацепка: текст. Однако тексты, как правило, не понятны даже тем, кто заявляет, что с удовольствием слушает эту музыку! Спросите у первого попавшегося, например, о чём поют Grendel или Front Line Assembly? Нужно хорошенько потрудиться, чтобы найти тексты и изучить их; на слух они не воспринимаются, и — очень часто — это делается сознательно, чтобы скрыть ущербность этих текстов. Извините, но без текстов доносить свои глубокие мысли до слушателя — это как объяснять инопланетянину по радио где лево, а где — право.
Около года назад я проводил среди музыкантов опрос: в чём смысл пения песен на английском языке? Местная публика его воспринимает плохо, живьём — вообще никак; местные исполнители языком владеют так, что даже носитель не сразу сообразит, что имелось в виду. К сожалению, результаты опроса так и не попали на страницы ДЧ, но варианты были самые разные: одни считают, что так «больше похоже на индастриал», другие — что так будет проще пробиться на западный рынок (это не шутка), третьи — что никакого неуважения к слушателю в использовании иностранного языка нет, и если слушатель уважает группу, он «поймёт», кое-кто даже согласился с тем, что иностранный язык — отличный способ придать смыслу глубину. Только один ответ оказался действительно интересным: русский язык обязывает к чему-то большему, на нём язык не поворачивается петь про секс, наркотики и индастриал.
Однако и этот вариант лишь подтверждает мою основную мысль: русская «тёмная сцена», и её «индустриальная» составляющая — в частности, никому не нужна потому, что она сама не понимает, зачем она нужна. Попробовали потанцевать — ну так себе, есть и танцевальнее музыка. Попробовали приклеиться к киберпанку — получилось, но сам киберпанк так мёртв, что результат плохо заметен. Попробовали просто петь о неизбежной печальной судьбе человечества — извините, но такого мусора навалом и в других направлениях музыки, выделиться не получилось. Так для чего он, электронный индастриал? Для кого вы — музыканты — пишите музыку, чего вы хотите с её помощью добиться? Где ваш манифест?
Подумайте над этим. Зная, что именно вы хотите сделать, вы поймёте, как правильно сделать это имеющимися средствами. Надо знать, что ты делаешь, чтобы делать это хорошо.
И, отдельно, что касается шоу-бизнеса: да, в нашей «тёмной сцене» нет нормальных продюсеров и промоутеров, организация хромает. Однако мне кажется, что ещё недавно ярко выраженная коммерческая составляющая рассматривалась как негативная черта: «продался MTV», и всё такое. Неужели ситуация так сильно изменилась?
Алексей Хижняков пишет:
Прежде всего, со всей ответственностью могу заявить, что таковая сцена присутствует в России, и более того, вполне активно развивается. Если рассмотреть понятие «субкультурная сцена» как таковое, не обязательно тёмная, то для её живучести нужны несколько обязательных звеньев, некая цепь, идущая от производителя музыки, то есть артиста, до её потребителя, то есть слушателя. Можно назвать эти звенья своего рода посредниками, но посредниками, необходимыми для существования самой сцены. К таким наиболее основным звеньям относятся: лэйбл, медиа-ресурсы, концертные агентства и промоутеры. Все эти элементы, каждый по своему, вносят свой вклад в поддержание жизненной активности. И, как несложно заметить, все вышеперечисленные составляющие вполне прижились в России, говоря и о шварце-сцене в том числе. Всего за 3-5 лет произошёл огромный скачок в этой области. Издано огромное количество как российских, так и лицензионных релизов западных артистов..., по всей России проводятся масштабные туры более чем известных отцов готической и не только музыки, появилось много интересных журналов и сайтов, освещающих такую музыку. Так что прогресс, безусловно, есть.
То есть ситуация, действительно, меняется, и коммерциализация уже рассматривается не как зло, а как добро. Интересный ход! Только к чему он приведёт — к развитию собственной сцены, или к превращению в правдоподобный клон западной?
Несложно заметить, что разговор ведётся с разных сторон виртуальной баррикады: Бусыгин говорит о невостребованности музыки, а Хижняков — об успешных турах западных артистов и — сюрприз — об успехе готической команды Otto Dix. Готика с самого начала подмяла под себя всю «тёмную сцену», всегда была самым коммерчески успешным её направлением, потому, что цель у неё простая: выделитсья, а продавать атрибутику проще, чем (какую-никакую) идеологию. Одёжкой всегда было и всегда будет проще выделиться.
Из этого можно сделать вывод, который был давно всеми сделан: если музыкант хочет популярности, надо уходить в готику. Любой промоутер вам подтвердит, что готов возить по стране гораздо выгоднее (и, следовательно, интереснее). Если же хочется быть востребованным, не изменяя себе, нужно определиться, что именно вы даёте слушателю, а потом понять, какой слушатель этого потребует.
Парочка интервью в тему
http://www.synthdicate.com/2008/07/03/wavefall