Харьков Готик Форум

Объявление

«Каждый знает, что Время - это Смерть,
Что Смерть прячется в часах.
Только познав Силу Воображения,
Человек сможет отодвинуть рамки Времени
И нарушить законы Смерти.
И там, вне Времени и Смерти,
Он познает, что боль – это знание,
И любое знание – это боль»

Федерико Феллини.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Харьков Готик Форум » Творчество » Все советы для начинающего прозаика


Все советы для начинающего прозаика

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

КАК ПИСАТЬ ПРОЗУ

(Памятка начинающему прозаику)
   
   Не надо длинно! Ну пожалуйста! Прям глаз боится, блин...как увидит простыню текста. Ну нафик, время - деньги. Пока всё прочитаешь...А спать когда? Так что - краткость и талант, краткость и талант.
   
   Главное в этом деле что? Пральна, ТЕМА. Топик. Сюжет. Об чём хочешь поведать миру. Тут не забыть, чтоб миру это тоже было интересно. А не только тебе, автору.
   
   Визуальность - наш девиз. Поэтому - дать яркое название. Чтоб бросалось в глаза. Типа: "ОПЯТЬ АБОРТ?!" Как пить дать, все читательницы твои будут. А ты - бац! про компьютеры и вирусы. Элемент неожиданности. Или: "ЕЁ ХОТЕЛИ ВСЕ". Тогда есть надежда, что мужики откроют. Чисто из ленивого любопытства, типа "кого там ВСЕ хотели?". А там - опа! про любоффь и розовые сопли. Элемент неожиданности.
   
   Потом: абзацы, абзацы! Они должны быть на виду. И опять же короткими. Желательно - две строчки. Ну ладно, пять. И чтоб шли стройными рядами - сверху вниз, сверху вниз. Для беглости обзора. И не злоупотреблять количеством. Два-три абзаца, и привет. Конец текста.
   
   Описания природы опускаем. Они давно не в моде. Мы ж не Пришвины и не Паустовские. Все и так давно знают, как чуден Днепр при тихой погоде. Это нудно и некогда. Хотя - если иронический подтекст, тогда да. Одной фразой. Типа: "В поле гулял ветер. В карманах у меня - тоже".
   
   Хорошо идут диалоги. Особенно под вино. Прямая речь идет хуже. Разве что в виде кратких реплик. Типа: "Скока-скока у тебя детей ты сказала?", - встрепенулся он, и быстро вышел из чата."
   
   И последнее: слог. Он должен быть лёгким и упругим. Как шаг девочки-подростка по школьному двору. Порядок слов, вокабуляр, длина фразы - здесь нужна точность как в аптеке. Как в аптеке, понятно говорю? Максимально приближенное к разговору. Вот как говоришь - так и пиши. А всякие деепричастные и сложносочинённо-подчинённые оставь аспирантам. Им диссертации защищать.
   
   Хотя лёгкий слог - это не всем дано, не всем дано. Это уже - от Бога. Либо есть, либо - сорри.
   
   Ну всё. Если вопросов нет - вперёд на мины. Попутной тебе музы, и - не пуха, а пера! Когда напишешь, дай знать - проверю. Как читатель - волнуюсь и жду.

Ирина Сальсидо

0

2

Василий Шукшин
Рассказы
Как я понимаю рассказ
Начну с кино, как ни странно.

Всякое зрелище, созданное художником ради эстетического наслаждения, есть гармония красок, линий, света, тени, движения. Главное - движения. Мертвым искусство не бывает. А движение не бывает кособоким, кривым, ибо это уже не движение, а развал на ходу.

Кино. Зрелище несколько грубоватое, потому что тут налицо психоз в массовости восприятия. Совсем не одно и то же, когда в зрительном зале сидят десять человек или пятьдесят. Но никого это не страшит. Чело-век идет в кино, и с удовольствием отдается захватывающей силе этого властного искусства и чувствует себя соучастником какого-то массового "подсматривания", и ему нисколько не мешает сосед, который плачет рядом или смеется. Они даже как-то роднее становятся от того, что вместе переживают одно и то же.

Но вот неумолимый закон. Как только в фильме начинает выбиваться какая-нибудь его составная часть, как только обнаруживается, что зрелище утратило движение, скособочилось и затопталось на месте, так кино сразу теряет свою магическую силу и начинает раздражать.

Раздражает ложная значительность, отсутствие характеров у героев, их грустная беспомощность перед лицом всех сидящих в зале, ложь, выдуманная психология, сочиненные в кабинетах ситуации - все, что не жизнь в ее стремительном, необратимом движении. Такое ощущение возникает, будто при тебе избивают кого-то слабого, а ты связан ремнями. И горько, и больно, и стыдно.

В произведении искусства все на месте, все в меру и даже всего как будто чуть-чуть мало. Всякий раз, когда я начинаю смотреть "Чапаева", я как будто начинаю бежать (прямо до галлюцинации). И удивительно хорошо от этого упоительного чувства. И всякий раз, когда фильм подходит к концу, я обнаруживаю с грустью, что бежал слишком скоро, радость кончилась, мое движение прекратилось.

Теперь о рассказе.

Совсем разные явления - кино и рассказ. А законы, по которым сработаны хорошие фильмы и рассказ, одни.

Мне нравится в хорошем рассказе деловитость, собранность. Ведь что такое, по-моему рассказ? Шел человек по улице, увидел знакомого и рассказал, например, о том, как только что за углом брякнулась на мостовой старушка, а какой-го ломовой верзила захохотал. А потом тут же устыдился своего дурацкого смеха, подошел, поднял старушку. Да еще оглянулся по улице - не видел ли кто, как он смеялся. Вот и все. "Иду сейчас по улице, - начинает рассказывать человек, - вижу, идет старушка. Поскользнулась - бряк! А какой-то верзила кэ-эк захохочет..." Так, наверно, он будет рассказывать. А если бы он начал так: "Я проснулся сегодня в каком-то подавленном состоянии. Ночью кошмары какие-то снились - звери какие-то..." - "Выпил вчера?" - поинтересуется знакомый рассказчика. Что он должен ответить? "Я ему про старушку, а он мне - про "выпил"! При чем тут я? Старушка за углом упала". Так, что ли? Или как? Хуже всего, когда возникает такой вот вопрос: ты о чем? Почему-то когда иной писатель-рассказчик садится писать про "старушку", он - как пить дать! - расскажет, кем она была до семнадцатого года. А читателю и так ясно - девушкой или молодой женщиной. Или он на двух страницах будет рассказывать, какое в тот день, когда упала старушка, было утро хорошее. А если б он сказал: "Утро было хорошее, теплое. Стояла осень", читатель, наверно, вспомнил бы в своей жизни такое утро - теплое, осеннее. Ведь нельзя, наверно, писать, если не иметь в виду, что читатель сам "досочинит" многое.

В данном случае я говорю не о длиннотах, которые могут быть не длиннотами, а все о том же законе движения. Рассказ тоже должен увлекать читателя, рождать в душе его радостное чувство устремления вослед жизни или с жизнью вместе, как хотите. А ритм жизни нашей (XX века) довольно бодрый. Тут тебя так и спросят: "Ты о чем?" Я не знаю, что такое "телеграфный стиль", знаю, что такое скучный рассказ. А должно быть интересно, вот и все.

Если в зрительном зале сидят пятьсот человек, они сразу обнаружат, что скучно. С рассказом сложнее. Один человек всегда найдет минутку усомниться: "Может, я не понял?" Иногда действительно не понимает. Но часто не понимается, по-моему, что писатель (рассказчик) - это обыкновенный человек, тот самый, который встретил на улице знакомого и захотел рассказать тот или иной случай из жизни. (Это другое дело - какой случай его поразил.) Все просто. Но вот как дело доходит до письменного стола или до пишущей машинки, так все опрокидывается в яму, которая именуется "творческими муками". Ищутся начала, концы, завязки, развязки, подвязки... Можно сделать так, а можно совсем иначе. Но как же так? Ведь если старуха упала на мостовой, это не значит, что она может в рассказе немножко взлететь вверх. Не фотография, не натурализм, не бытописательство, не упрощенчество, но житейски правдивое явление: старушка падает вниз, а не вверх. Вверх - это оригинально, такого еще не было, но придумано. За столом. В "муках творчества". А придумывать рассказ трудно. И, главное, не надо.

Ну а вывод авторский? А отношение? А стиль автора? А никто и не покушается ни на вывод, ни на смысл, ни на стиль. Попробуйте без всякого отношения пересказать любую историю - не выйдет. А выйдет без отношения, так это тоже будет отношение, и этому тоже найдется какое-нибудь определение, какой-нибудь "равнодушный реализм". Ведь известно, что даже два фотографа не могут запечатлеть один и тот же предмет одинаково, не говоря уже о писателе, у которого в распоряжении все средства живой жизни. Другое дело, что нет и писателя без искренней тревожной думы о человеке, о добре, о зле, о красоте... Это так. Поэтому нельзя, наверно, чтобы писатель-рассказчик отвлекался от своего житейского опыта в сторону чисто профессиональную. В стороне чисто профессиональной легче запутать следы, скрыть, что тебе, собственно, нечего рассказать. Опять же старушка может взлететь вверх.

Мастерство есть мастерство, и дело это наживное. И если бы писатель-рассказчик не сразу делал (старался делать) это главным в своей работе, а если главным оставалась его жизнь, то, что он видел и запомнил, хорошее и плохое, а мастерство бы потом приложилось к этому, по лучился бы писатель неповторимый, ни на кого не похожий. Я иногда, читая рассказ, понимаю, что рассказ писался для того, чтобы написать рассказ. И радовался человек, и волновался, и "искал слово", и просил, чтоб в квартире было тихо, а зачем? Старуха упала, а ему наплевать, он уже забыл, что она упала, тут уж пошли - капель тенькающая, солнце в мареве, туманы в разводах. И все это само для себя. А все должно бы служить старухе, ее "делу", и вовсе не много этого надо. Она ж упала, бедная, а несла небось яйца в кошелке и расколола, а дома сын яичницу ждет - на работу торопится, скандал будет...

Человеческие дела должны быть в центре внимания рассказа. Это не роман - места мало, времени мало, читают на ходу. Кроме того, дела человеческие за столом не выдумаешь. А уж когда они попадают наконец на стол в качестве материала, тут мало, наверно, укрепиться мужеством и изгонять все, что отвлекало бы внимание читателя от их сущности. Дела же человеческие, когда они не выдуманы, вечно в движении, в неуловимом вечном обновлении. И, стало быть, тот рассказ хорош, который чудом сохранил это движение, не умертвил жизни, а как бы "пересадил" ее, не повредив, в наше читательское сознание.

0

3

Рассказ и должен быть коротким и внятным, т.к. это и есть определенные его свойства,а иначе - это уже будет роман или, на худой конец, повесть
Единственное - отсутствие антуража (солнце в дымке, крупные булыжники мостовой...) может значительно обеднить повествование... Имхо.

0

4

согласен. в общем-да, главное не затягивать. хотя весьма распространенной привычкой начинающих писателей является концентрация на второстепенных вещах. черезмерная...
очень нравиться высказывание Ф.Г.Лорка о том, что лучше ни в прозу, ни в поэзию не вносить ничего личного, т к вы можете увлечься самокопанием и испортить впечатление от написанного. Или вас могут неправильно понять.

0


Вы здесь » Харьков Готик Форум » Творчество » Все советы для начинающего прозаика